Диверсанты Второй мировой: кто из них лучше? Часть 2

Реклама

Но и у немцев были свои герои. Всемирно известный штурмбанфюрер СС Отто Скорцени был диверсантом. На его счету много операций. Самая известная их них — освобождение из заключения Муссолини.

Отто Скорцени с освобожденным Бенито Муссолини; 12 сентября 1943 г.

Перейти к первой части статьи

Интересно, что только в апреле 1943 года Скорцени получил место в частях особого назначения СС. До этого никаких диверсий за ним не наблюдалось. Только политические убийства. Но после успеха в альпийских горах он занимался лишь диверсионной работой с переменным успехом.

Реклама

Была удача в Венгрии, когда он похитил сына регента М. Хорти, а потом и его самого. Хорти вел сепаратные переговоры о мире с Советским Союзом по примеру Финляндии. Это похищение привело к уходу самого Хорти с политической арены. Он передал власть нацисту Ф. Салаши, и Венгрия оставалась союзником Германии до конца войны.

Неудачей закончилась попытка убить И. Тито. Знаменитый партизан ушел от него через горные тоннели. Но потери у югославов были огромны. Полным провалом была попытка убить или похитить Эйзенхауэра. Группа Скорцени была почти полностью перебита.

По этому поводу рассказывали следующую историю. Немцы «спалились» на заправочной станции, когда один из них обратился к заправщику с просьбой залить бензин, сказав: «Petrol, please». А американцы говорят: «Gas». Этого оказалось достаточно, чтобы заправщик поделился своими подозрениями с американской контрразведкой. Все остальное даже пересказа не требует.

Реклама

Обратите внимание: каждый успех нацистского диверсанта приводил к многочисленным жертвам как среди гражданского населения, так и среди военных. Сколько погибло тех же венгров и советских солдат из-за того, что страна осталась союзницей Германии. А сколько итальянцев было убито после освобождения Муссолини. И сколько было жертв среди венгерских евреев. Многих из них после свержения Хорти погнали «маршем смерти» через всю страну.

Реклама

Отто Скорцени продолжал быть диверсантом и после Второй Мировой войны. В услугах профессионала такого уровня всегда есть нужда. На счету этого диверсанта и убийцы есть одно «хорошее» дело: в 1962 году он в сотрудничестве с Моссадом убил египетского инженера-ракетчика. Умер Скорцени, по нынешним меркам, сравнительно молодым — в 67 лет. Его имя вошло в историю как имя злого демона, способного на любое преступление во имя человеконенавистнических нацистских идей.

Вернемся в Норвегию 1943 года. Первая группа диверсантов высадилась в октябре 1942 года, вторая из шести человек присоединилась к ним в феврале 43-го. Они встретились в хижине, расположенной в 40 милях (64 км) от объекта будущей атаки, и провели в ней неделю из-за непрерывной пурги.

Реклама

Когда двинулись к цели, один из них отстал от группы. Он обеспечивал связь с Лондоном. У остальных был пятидневный рацион, взрывчатка, запалы, автоматы, гранаты, компасы, пара металлических ножниц. Роннеберг купил их в лавке хозтоваров как раз перед вылетом на задание. Они-то и оказались критически важным элементом успеха.

Реклама

Двигались ночью, отдыхали днем. Потом был крутой спуск к реке в лощину, где расположился завод, длиной более 300 метров. Охраняемый мост через реку вел к центральному входу. Позади были бараки с охраной и железнодорожная ветка. Задний вход был окружен проволочной сеткой и тоже охранялся. Попасть внутрь было практически невозможно.

По словам самого Роннеберга, им сопутствовали удача и случайность. Плана не было. Оставалась надежда на лучший исход. Они решили проникнуть внутрь сзади. После полуночи, изучив порядок сменяемости часовых и рабочих смен, они спустились по крутому обрыву, цепляясь за ветки и кустарники, чтобы не полететь в водопад, пересекли реку по ледяному мосту и затем через сугробы по пояс вскарабкались по дальнему склону к заднему входу завода. Охранники находились совсем рядом, норвежцы видели их, но рев водопада и заводской шум заглушили их движение.

Реклама


Пятеро залегли за забором, чтобы прикрыть своих товарищей. Четверо разрезали проволоку, пробежали к воротам и, вырезав замки — вот где пригодились ножницы, проникли в здание. Они сделали это во время смены караула. В этот момент часовые отошли от забора. Но внутри все двери были заперты. Роннеберг и его товарищ использовали узкий канал, предназначенный для кабелей и труб. Вдвоем они протащили с собой рюкзаки со взрывчаткой.

Реклама

Канал привел их в зал. 18 стальных цилиндров, каждый высотой в 50 дюймов (1.25 м) и 10 (25 см) дюймов в диаметре. Там были не только контейнеры с водой, трубы, провода, приборы… Это был центр по производству и хранению вожделенной тяжелой воды. Был там и оператор. Его не убили, но заставили молчать под дулом пистолета. Вскоре к ним присоединились еще двое, разбив окно в зал. Все, что можно было заминировать, они заминировали, поставили запалы, подожгли шнуры и рванули наружу.

Когда пробегали мимо бараков, услышали приглушенный звук взрыва. Завыли сирены, охранники выскочили из помещений, но диверсанты были уже вне их досягаемости. Конечно, началась охота на них по всей стране, привлекли 2800 солдат, но уже к восходу солнца диверсанты были далеко от места диверсии и начали свой 450-километровый поход через леса в сторону нейтральной Швеции.

Реклама

Не было даже ранений, ни одного выстрела не было сделано. Уничтожено было 500 литров тяжелой воды — она ушла в пол, и была подорвана сама возможность ее производства. Немцы четыре месяца только восстанавливали завод, который англичане сразу же разбомбили.

Когда Гитлер понял, что «тихая» Норвегия не место для такого рода экспериментов, он приказал переправить все оставшееся оборудование в Германию. Часть его утопили члены норвежского сопротивления, остальное доделали англичане. На этом мечты Гитлера о чудо-оружии были окончательно похоронены.

Это был не последний подвиг Роннеберга. Он проделывал «обычную» работу диверсанта, как и его коллеги по сопротивлению в странах оккупированной Европы. После войны на него полился целый дождь наград, он женился, родил детей, работал журналистом на государственной радиостанции, дорос до программного директора и вышел на пенсию в 1988 году. Одним словом, прожил долгую достойную жизнь.

Реклама

Что сказать в заключение? Кто из названных мною диверсантов оказался лучше всех? Ведь военные историки, самых разных направлений и взглядов, ставят Скорцени на первое место среди людей этой профессии. Но Кузнецов, сражавшийся за свою родину, для меня выше. А скромный норвежец просто стоит на недосягаемой высоте. Если от действий нациста народы только страдали, то норвежец спас всё человечество от мрака, в который мог погрузиться весь мир, создай нацисты это страшное оружие. Иоахим Роннеберг не дал этого сделать. Слава ему в веках!

Реклама