Ныне даже те, кто носит футболки с изображением легендарного революционера, мало знают о том, кем был в действительности Эрнесто Гевара по прозвищу Че. Поэтому сегодня мы и восполним этот пробел.
Итак, согласно официальным данным, Эрнесто появился на свет 14 июня 1928 года в аргентинском городе Росарио в семье Эрнеста Гевары Линча и Сели де ла Серна. Впрочем, в действительности, он родился как минимум на месяц раньше. Но так родителям пришлось бы сознаться в добрачной беременности супруги, а, учитывая строгие нравы, это могло бы кончиться плачевно. Поэтому о рождении первенца было объявлено месяц спустя. Ребенка назвали в честь отца.
Гевара-старший планировал открыть в Росарио фабрику по переработке парагвайского чая, но в стране разразился экономический кризис, и семья вскоре после рождения первенца вынуждена была перебраться на ферму, которая унаследовала Селия.
Когда Тэтэ, так звали маленького Эрнесто в семье, подрос, он получил неплохое образование в школе, вполне достаточное для того, чтобы поступить в Национальный университет в Буэнос-Айресе на медицинский факультет. Мечтал о профессии хирурга, но учеба затянулась. Во всяком случае, Эрнесто успел побывать матросом на нефтеналивном судне, совершив путешествие на Тринидад и Британскую Гвиану. А чуть позже он совершает сразу два путешествия по странам Латинской Америки, объездив все наиболее крупные страны.
В Гватемале молодой врач встречает свою первую любовь — пламенную революционерку Ильду Гадеа из Перу, которая сумела зародить в муже искру непринятия действительности, сделав из Эрнесто человека, способного на борьбу за свои идеалы. Причем, Гевара становится ультрареволюционером, для которого не существует условностей в выборе форм и средств. А знакомство с Фиделем Кастро в 1955 году становится отправной точкой в судьбе Эрнесто.
К тому времени он и получает псевдоним «товарищ Че». Еще в 1954 году, когда Гевара приезжает в Мексику для работы в кардиологическом центре, он выделяется среди своих коллег частым употреблением в устной речи испанского междометия Che, характерного для аргентинцев. По-русски это что-то вроде «Эй».
Но работа в Центре не удовлетворяет импульсивного Гевару. Его сманивает новый «амиго» Фидель, приглашая работать корабельным врачом на ставшую впоследствии знаменитой «Гранму». С этого момента товарищ Че не просто участвует в боевых действиях, он становится одним из самых доверенных людей Фиделя, которому Кастро поручает выполнение самых сложных задач. И не было случая, чтобы Гевара не оправдал бы этих надежд.
Если поискать аналогию его отрядов в советской истории, получается, что командовал Эрнесто «штрафными батальонами». Именно он первым врывался в сильно укрепленные города и яростным штурмом ломал сопротивление «империалистов». Соответственно и «ребята» в «команде» Гевары были подобраны с тем расчетом, чтобы, не задавая лишних вопросов, готовы были выполнить любой приказ.
Война на Кубе продолжалась до весны 1959 года. И как только Фидель был произведен в Президенты Кубинской Республики, одним из первых указов победившего народа стал декрет о провозглашении Че Гевары гражданином Кубы с правами урождённого кубинца. И в жены ему «выдается» прирожденная кубинка — Алейда Марч.
Когда народный герой был полностью ассимилирован, он стал правой рукой Фиделя не только номинально, но и официально, получив назначение начальником департамента промышленности.
Но трудно быть только «немножко Богом». Не получается это и у Че Гевары. В марте 1965 года Че обвиняет СССР в том, что тот «продаёт свою помощь народным революциям», исходя из своих корыстных интересов. В Москве эта речь воспринимается как оскорбление. А перед Фиделем Кастро поставлена сложная дилемма: определиться с тем, кто ему дороже: любимец Че или СССР? Здравомыслящий Фидель выбирает Советский Союз. В ответ Эрнесто пишет прощальное письмо, в котором отказывается от жены, детей и кубинского гражданства. С болью в сердце Фидель зачитывает это письмо перед народом…
А Че в это время уже находится в Бельгийском Конго, где осуществляет подготовку партизан Лорана-Дезире Кабилы (сторонников убитого за несколько лет до этого Патриса Лумумбы) с целью свержения правительства. После провала восстания оказывается в Боливии.
Но и здесь судьба его особо не балует. Плохо подготовленные и слабо вооруженные повстанцы терпят поражение от американских отрядов быстрого реагирования — одно за другим. 8 октября 1967 года, во время боя в ложбине Юро, раненый Че попадает в плен, а уже на следующий день сержант Марио Теран расстреливает революционера, как будет потом записано, «при попытке к бегству». На самом деле раненый герой и не думал удирать…
Только почти через три десятилетия убийцы Че раскрыли правду о последних днях героя и месте его захоронения. Тела Че и шестерых его соратников погребли в братской могиле, сровняли ее с землей и залили асфальтом на взлетно-посадочной полосе аэродрома в окрестностях поселка Валье-гранде. Позже, когда асфальт вскроют, останки павших партизан доставят в Гавану, а скелет с биркой «Е-2» опознают как останки Че.
Долгие годы товарищ Че был символом революции, кубинским Данко. А герои рано уходят из жизни. Он осветил все на миг (в истории эти 10−11 лет иначе, чем мигом не назовешь), но до сих пор нет-нет да и появится на чьей-либо футболке. Но сегодня, к сожалению, все чаще и чаще такое изображение — просто дань моде. Или признак стремления к свободной жизни. Вот только распорядиться данной свободой порой труднее, чем завоевать ее. И пример Кубы, и пример СССР, по большому счету, только подтверждают это…