Звали его Владимир Аронович Хавкин, 1860 года рождения, одессит. Открытия свои он совершил уже уехав из России, т.к. работать в России ему было невозможно. Как же-с, чтобы неблагонадежному можно было такое доверить? Нельзя-с!
Все века развития человечества вплоть до конца XIX — начала XX века такие болезни, как чума, тиф, холера, моровыми эпидемиями опустошали города и целые страны и в Старом, и в Новом Свете. С появлением вакцин Хавкина размах эпидемий холеры и чумы удалось сильно уменьшить.
В наше время очаги холеры остались в самых бедных странах мира, в Юго-Восточной Азии, Африке, Южной Америке. Ежегодно холерой заболевает до 5 млн. человек, из которых умирают около 100.000. В России последний случай заболевания холерой зарегистрирован в 2008 году.
Чумой в мире ежегодно заражаются около 2500 человек. Эта цифра стабильна и не сильно меняется год от года уже более полувека. Смертность при чуме достигает 7%. Сегодня. А лет 200−300 назад и чума, и холера сводили в могилу целые страны.
До сих пор в приемных отделениях больниц, на чрезвычайный случай обращения к ним больного с особо опасной инфекцией, обязаны иметь защитные костюмы для врачей, средства дезинфекции, номера телефонов — для оповещения дежурных служб, которые обязательно помогут, имея в холодильниках запас вакцин Хавкина.
Так как же все началось?
Владимир (Маркус-Вольф) Аронович Хавкин с детства был очень любопытен и трудолюбив. Окончил хедер, гимназию, поступил в Одесский Университет, став учеником, а потом и сотрудником преподававшего там профессора Мечникова.
Студенты в те времена, увы, часто бунтовали. В то время они бунтовали под флагами народовольцев. После убийства террористами императора Александра II в черте оседлости начались погромы. Хавкин был схвачен полицией на улице с оружием в руках. Его не застрелили при аресте. И даже в тюрьме держали недолго. Но он был внесен в списки неблагонадежных. Как, впрочем, и его учитель, профессор Мечников.
Но Мечников к тому времени уже был известным ученым (хотя его триумф, как ученого, был еще впереди). В отличие от Мечникова, его ученик еще не был известной личностью. Жандармы предполагали, что он был членом организации «Черный передел», но твердых доказательств этому у них не было.
Удивительно, но Хавкина даже не смогли выгнать из университета! Его пытались отчислить, но ученый совет его отстоял. Владимир окончил университет, а в 1884 году защитил кандидатскую диссертацию.
Увы, работать в университете он мог бы, только став православным. Он не был тогда сильно религиозен, но пошел на принцип, решив не изменять вере отцов. В итоге — он не мог найти работу. К его счастью, профессор Мечников за неблагонадежность был изгнан из российской науки за некоторое время до этого.
Звучит смешно: идиотизм кучки дураков у власти дал толчок развитию мировой науки и будущему триумфу русской науки. Уволившись с должности профессора университета, Илья Мечников сразу же уехал в Швейцарию, куда его давно приглашали. Затем пригласил к себе и Хавкина, сразу на должность приват-доцента университета в Лозанне.
Вскоре Мечников стал заместителем директора Пастеровского Института в Париже. Туда же переехал и Хавкин.
Работая в Пастеровском институте над вакцинами, Хавкин сумел разработать вакцину от холеры. Причем испытал он ее сначала на себе, а затем на трех добровольцах из числа русских политэмигрантов, сбежавших из России. Анализы крови показали, что на шестой день после прививки у человека вырабатывался иммунитет к холере.
Владимир Хавкин предложил новую сыворотку для прививок от холеры России. Письмо с предложением помощи было подписано самим Пастером, директором всемирно знаменитого института! Принц Ольденбургский (брат императора России), занимавший тогда пост, примерно эквивалентный главному эпидемиологу страны, от имени России отказался от вакцины. То ли помешала национальность автора, то ли его принадлежность к революционерам-террористам. Кто знает?
Увы, дело это было тогда еще не слишком надежное. Даже Германия и Франция отказались от применения новой вакцины. Даже сам Роберт Кох (его именем названа «палочка Коха» — возбудитель туберкулеза), узнав о новинке, публично сказал: «Это слишком хорошо, чтобы быть правдой».
А вот Великобритания решилась. Видимо, потому, что речь шла об их индийских подданных. В Индии в то время бушевала жуткая эпидемия холеры. Лечения тогда еще не было, карантинные мероприятия помогали мало, смертность была высокой. В эпидемию 1877−1890 годов только официально число жертв перевалило за миллион.
Хавкину предложили работу в Индии. Он переехал в Калькутту, где в лаборатории доктора В. Симпсона начал вырабатывать материал для прививок.
Затем они начали прививочную кампанию в малограмотной Индии. Люди умирали, но не давали себе сделать прививку. Вначале врачей даже хотели побить камнями — и Хавкин публично (и повторно) сделал прививку самому себе. В первый раз им удалось привить 116 человек. Из них не заболел ни один.
По стране поползли слухи — уже о чудесном лекарстве, предотвращающем гнусную смерть. За 30 месяцев работы они привили свыше 42.000 человек.
Хавкин заболел малярией и вернулся в Европу для лечения. Потом вернулся в Индию и продолжил работу, привив еще свыше 30.000 человек. Он получил должность главного бактериолога Индии.
Вакцина от холеры, разработанная им тогда, используется до сих пор.
Сумев справиться с эпидемией холеры, Хавкин вынужден был заняться чумой.
В маленькой лаборатории в Бомбее он получил противочумную вакцину и проверил ее прежде всего на себе.
Вот уж воистину, почти, как в стихотворении К. Симонова:
Всю жизнь лечиться люди шли к нему,
Всю жизнь он смерть преследовал жестоко
И умер — сам привив себе чуму.
Последний опыт кончив раньше срока…
Вот только прививка не только не привела к смерти, она помогла перебороть болезнь.
В Бомбее В. Хавкин организовал противочумную лабораторию, которая со временем превратилась в исследовательский центр эпидемиологии. А в 1925 году центру присвоили имя В. Хавкина.
Правительства ряда европейских стран командировали в Бомбей эпидемиологов. Ведь чума — это не холера, стоял вопрос о полном карантине индийских портов из-за опасности попадания чумы в европейские страны. Ученые с удивлением увидели первый случай реальной борьбы с заболеванием и первое поражение некогда непобедимой и смертоносной болезни, которая веками превращала в безлюдные пустоши огромные территории в Европе.
Опыт доктора Хавкина был взят на вооружение всеми остальными исследователями.
В 1897 году В. Хавкин был награжден одним из высших орденов Британской империи, в его честь королева дала прием.
Вакциной Хавкина к 1935 году было привито только от чумы свыше 35 000 000 человек!
Правда, сам доктор Хавкин умер в 1930 году. Победитель холеры и чумы, человек, спасший жизни десятков миллионов людей, вписавший свое имя в историю медицины, по-прежнему неизвестен у себя на Родине. И в России, и на Украине, в Одессе.