Кого прославленные советские летчицы называли «Чижиком»?

Реклама
Грандмастер

8 октября 1908 года, 100 лет назад, в селе Новоспасовка Бердянского района Запорожской области в семье крестьянина Дениса Дудника родилась девочка. Она была девятым ребенком, и назвали ее Полиной. Семья жила очень бедно, а тут еще война. Далеко не все ее пережили…

Может быть, еще и поэтому Полина не стала тянуть с замужеством, уже в 18-летнем возрасте выскочив замуж за своего односельчанина Степана Говяза. Но молодые недолго наслаждались совместной жизнью, их дороги разошлись. Степан отправился в Качинск, учиться на военного летчика, а Полина, фактически нигде не учившаяся (если не принимать во внимание два класса церковно-приходской школы), поехала в Киев, на курсы птицеводов. По возвращении в родное село ее назначили заведовать колхозной птицефермой.

Реклама

Впрочем, фраза «На птицеферме с утками могу возиться сутками» была явно не про Полину. Ей это птичье царство надоело уже месяца через три-четыре. Еще немного вытерпела, и отправилась в Качинск, к мужу. Устроилась работать в летную столовую. Но и среди ложек, чашек и стаканов тоже долго не выдержала, каждый раз просила мужа: «Стёп, покажи, как самолетом управлять!». Степан сначала отнекивался, но потом, когда выяснилось, что желающих показать симпатичной замужней даме, «за какую ручку нужно дергать» в кабине, оказалось слишком много, он пересмотрел свое отношение к увлечению Полины.

Но, пожалуй, решающую роль в судьбе Полины сыграл первый советский маршал Климент Ворошилов. Однажды он приехал инспектировать Качинскую авиашколу, и шустрая девушка, принеся полководцу стакан с компотом, вдруг заговорила «не по уставу», умоляя «дорогого Климента Ефремовича разрешить ей поступить учиться на летчика». Ворошилов сначала улыбнулся, а потом, видя настойчивость 23-летней девушки, уступил. И велел сослаться на него, если возникнут какие-то проблемы.

Реклама

Услышав фамилию «Ворошилов», у приемной комиссии отпали все вопросы. Так в 1933 году Полина Говяз окончила Качинскую авиашколу. И начала самостоятельные полеты. К сожалению, когда Полину стали специально готовить к установлению рекордов, Степана насильно отправили к новому месту службы, они виделись очень редко, а вскоре муж сообщил, что решил не мешать ее судьбе, и они вынуждены были расстаться. Но Полина всегда подчеркивала роль первого мужа в ее летном становлении.

Второй муж Полины — Александр Осипенко — был на три года ее моложе, но зато куда более перспективен, по задумкам «вершителей судеб», на роль супруга народной героини. В дальнейшем эти расчеты оправдались: Александр воевал в Испании, бил фашистов в годы Великой Отечественной войны, в отставку ушел в звании генерал-лейтенанта. А вот Степану повезло куда меньше: чтобы он «не путался под ногами», его арестовали, и он оказался в сталинских лагерях, из которых так и не вышел…

Реклама

А Полине больше никто «не мешал». Начинала службу лейтенант Говяз в Хабаровском крае, потом были авиачасти Житомира и Киева, а весной 1935-го Осипенко переводят в Московский военный округ, а затем назначают инспектором ВВС при Генштабе. Тогда же она и стала Осипенко.

В 1936 году летчица, во время Всесоюзного совещания жен командного и начальствующего состава РККА в Кремле, была представлена руководству страны. С высокой трибуны она заявила: «Обещаю летать выше всех девушек мира!».

Сначала она перекрыла достижение итальянки Негрон, гидросамолет которой поднялся на высоту 6200 метров. 22 мая 1937 года Осипенко установила мировой рекорд, поднявшись на высоту 9100 метров. Через два дня — мировой рекорд при полете с грузом: Полина подняла на гидросамолете на высоту 7009 метров груз в одну тонну.

Реклама

После высотных Осипенко штурмовала рекорды на дальность, перелетев страну с юга на север. Разрешение на полет и подбор экипажа дал нарком обороны Климент Ворошилов.

Во время подготовки к перелету на дальность, к которому готовились, кроме Полины, еще и Марина Раскова с Верой Ломако, неожиданно выяснилось, что Полина не умеет плавать. Её взялась обучать Марина, которая, желая подбодрить подругу, приговаривала: «Молодец, Чижик». Этот «Чижик» словно прилип к Осипенко, подруги так и начали ее называть…

2 июля 1938 года экипаж в составе Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой, установил женский мировой рекорд полета по прямой (Севастополь — Киев — Великий Новгород — Архангельск), преодолев с грузом в пять с половиной тонн за 10 часов 33 минуты 2372 км.

Реклама

Спустя два с половиной месяца, 24−25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир — Валентина Гризодубова, штурман — Марина Раскова) совершила беспосадочный перелёт Москва-Дальний Восток. А 2 ноября 1938 года Полине Денисовне Осипенко было присвоено звание Героя Советского Союза.

1 мая 1939 года Полина участвовала в авиашоу во время парада на Красной площади. А еще через 10 дней, выполняя учебный полет с начальником Главной лётной инспекции ВВС РККА А. К. Серовым, на родной аэродром так и не вернулась…

Еще во время расследования возникла версия, что эта авиакатастрофа была «запланирована», мол, кто-то из высокопоставленных особ «положил глаз» на супругу летчика артистку Серову. Было ли на самом деле хладнокровное убийство или случайность — сейчас уже не суть важно. Полина Денисовна Осипенко была похоронена у Кремлевской стены со всеми почестями. Проводить летчицу-рекордсменку пришли тысячи советских людей. И их горе было вполне искренне.

А генерал-лейтенант Александр Осипенко пережил супругу более чем на полвека, и ушел из жизни относительно недавно, в 1991 году…

Реклама