Если рассказать о фильме вкратце, то «Певец джаза» — первая кинолента, которую сопровождала не игра тапера (музыкант, сидящий в кинозале и сопровождавший фильм игрой на рояле или пианино), а музыка, записанная на граммофонных пластинках и синхронизированная с изображением. Сюжет фильма — проще не бывает: сентиментальная повесть о сыне кантора синагоги, который, к огорчению отца, выбирает эстрадную карьеру.
Современники восприняли этот фильм как своеобразную автобиографию Джолсона. В чем-то они были правы. Эл родился в 1886 году в местечке Среднике в Ковенской губернии России. Когда мальчику исполнилось 8 лет, его семья по инициативе отца эмигрировала в США и поселилась в Вашингтоне, где отец получил место учителя в талмуд-торе местной еврейской общины. Кроме того, он прекрасно пел. Мечтал отец о том, что сын тоже будет раввином, но 13-летний Аса (так его звали в России, псевдоним он возьмет значительно позже) увлекся театром и дебютировал в спектакле «Дети гетто», с которым труппа театра исколесила многие города Америки.
Удивительно, но, однажды исполнив комическую роль чернокожего американца, Эл на всю жизнь вошел в этот образ, и сегодня символ чернокожего джазмена красуется на ресторане, который носит имя Джолсона. Хотя, согласитесь, темнокожий еврей — это само по себе комично. Но, повторюсь, однажды «попав в тему» Эл вновь и вновь разыгрывал эту карту. Кстати, огромную популярность Джолсон приобрел после исполнения в 1911 году комической роли приехавшего в Европу чернокожего аристократа. Благодаря бродвейскому шоу «Прекрасный Париж», Эл стал звездой американской эстрады.
Нельзя не сказать и о роли братьев Уорнер. Их было четверо — Гарри, Альберт, Джек и Сэм — и они были сыновья бедных еврейских иммигрантов из Польши. Это тоже отдельная история, требующая особого рассмотрения, поэтому я ограничусь сейчас пока лишь их упоминанием. Итак, первоначально братья пригласили на роль джаз-певца Джэка Робина, урожденного Джекки Рабиновича, другую еврейскую звезду тех дней — Джорджа Джесселя. Но последний отказался участвовать в проекте. Под благовидным предлогом — заломив астрономическую сумму гонорара. Но даже непосвященным было понятно — Джордж просто не хотел рисковать, не веря в успех.
Уорнеры купили звукозаписывающую систему, и в 1926 году выпустили серию экспериментальных короткометражных фильмов, чтобы проверить оборудование. Успех был ошеломляющим, и братья решили инвестировать деньги в звуковой кинематограф. Так и появилась задумка снять нечто такое, что взбудоражит зрителей. И угадали: в фильме много музыки, а заканчивается он на щемящей ноте — Джек Робин возвращается в синагогу, чтобы спеть «Кол Нидрей», приезжает на место, где умирал его отец.
Надо ли говорить, что ошеломляющий успех заставил братьев Уорнер следом за первым выпустить и второй фильм. Он назывался «Поющий дурак», и главную роль в нем сыграл опять Эл Джолсон. И, хотя, войдя во вкус, зрители приветствовали второй фильм еще большими аплодисментами, но стало ясно: фильмы — это явно не стихия Элла. Здесь нужны были более тонкие актеры. И несмотря на это, Джолсон успел сняться в 15-ти фильмах, прежде чем его карьера пошла на убыль. Но и притом только на Бродвее он зарабатывал до 10 тысяч долларов в неделю, что по довоенным меркам было очень прилично.
Последний всплеск интереса к творчеству джаз-певца возник сразу после Второй мировой войны. Два фильма «История Джолсона» (1946) и «Джолсон снова поет» (1949), снова заставила людей вспомнить о человеке, от которого сходила с ума вся Америка. На аллее славы Голливуда имеются три звезды в память о «величайшем эстрадном артисте мира», как величала Джолсона американская пресса.
Остается добавить, что Джолсон скончался от обширного сердечного приступа в 1950 году. А специально для любителей джаза попробую «оживить» манеру исполнения великого джазмена. Она сложилась в 20-е годы и включала псевдооперную манеру исполнения, экспрессивную жестикуляцию, непринуждённое общение с аудиторией, вкрапления художественного свиста. Его умением найти контакт с публикой восхищался Чарли Чаплин…