Кого из братьев Орловых называли «кошелек бедного, посох хромого, глаз ослепшего»?

Реклама
Грандмастер

5 октября 1737 года, 270 лет назад, в семье дворянина Григория Орлова родился средний сын, которого назвали Алексеем. Отец братьев Орловых (а их было пятеро) сделал блестящую карьеру, он умер в 1746 году, когда находился на должности новгородского губернатора. И эта его последняя ступенька на лестнице российской государственной иерархии позволила его сыновьям «стартовать» в жизни довольно успешно.

Но Алексей получил из всех пятерых братьев, пожалуй, самую высокую оценку современников. Его называли так:

«Душа общенародных веселостей, нравов и обычаев, надежда несчастного, кошелек бедного, посох хромого, глаз ослепшего, покоище израненного воина и врач больного гражданина».

Реклама

За что уважали Алексея с его юности, так это за то, что он, несмотря на свое высокое происхождение, начал службу в 14-летнем возрасте солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. Впрочем, и другие братья Орловы поступали точно так же, начиная с рядовых гвардейских полков. И только спустя 11 лет Алексей дослужился до сержанта.

Его имя стало широко известно после дворцового переворота 28 июня 1762 года. В ночь на 28 июня Алексей приехал в Петергоф с каретой, чтобы везти Екатерину в Петербург, сел на козлы рядом с кучером и погнал лошадей. Когда одна из них по дороге пала, он отобрал лошадь у встречного крестьянина. При коронации императрицы все пять братьев Орловых получили графский титул.

Реклама

Особая страничка в биографии Алексея Орлова — битва в Чесменской бухте. Когда Екатерина II назначила его командующим русской эскадры, Алексей не моргнул и глазом. Просто отправился принимать эскадру. А ведь ни опыта проведения морских сражений, ни даже опыта командования одним кораблем, у него не было. Но, как говорит пословица: «Дуракам везет».

Во время сражения с превосходящими силами турок произошло событие, которое решило исход битвы. Турецкий корабль «Реал-Мустафа» загорелся от меткого попадания снаряда, его мачта упала на русский «Ефставий», на котором рванул весь боезапас, уничтожив все вокруг себя, в том числе и турецкий флагман. Противник бежал, а русские корабли преследовали их.

Реклама

За эту победу Алексей Орлов был награжден орденом Святого Георгия I степени и перстнем с портретом императрицы, а позднее — титулом Чесменского, шпагой, украшенной бриллиантами, серебряным сервизом и 60 тысячами рублей на поправку домашних дел. Но эта победа принесла ему еще и дополнительную уверенность в своих силах, некий «задел» перед превратностями судьбы в будущем.

Это скоро пригодилось, потому что старший его брат, Григорий, утерял «титул» фаворита Екатерины II, уступив «сладкое место» князю Потемкину. Все Орловы, как по команде, написали рапорты на увольнение. Но только не герой битвы в Чесменской бухте. У него-то как раз «карт бланш» был полный. А если вдуматься, этот поступок был ничуть не менее мужественный, чем сражение с врагом — пойти против четырех братьев всякий ли решится?

Реклама

Конечно, увольняться пришлось и Алексею, но несколько позже, а пока императрица о нем помнит. Правда, с подачи неугомонного Потемкина она посылает Алексея в Италию с очень щепетильным заданием — выкрасть княжну Тараканову, возомнившую себя «равной» Екатерине. Княжна была авантюристкой самой высокой пробы, для российской императрицы действительно опасной — хотя бы потому, что водила нежную дружбу с польскими конфедератами.

Потемкин рассчитывал, что граф сломает на этом задании «зубы», но Алексей справился с заданием блестяще, он влюбил в себя княжну и вывез ее в Россию. Сегодня, когда мы смотрим картину «Княжна Тараканова», сердце сжимается от жалости. Но трудно себе представить, что незадолго до этого княжна считала себя «вершительницей судеб». Одним словом, каждый несет свой крест.

Реклама

Это задание общественностью столицы было воспринято очень неоднозначно. Были люди, которые начали открыто презирать Чесменского героя. И он, почувствовав «сильную усталость», написал прошение об отставке. После чего Екатерина указом определяет ему пенсию в 25 тысяч рублей в год и генерал-аншефское жалование свыше 4 тысяч рублей.

Алексей Орлов перебирается в Москву и очень быстро становится народным любимцем. Во-первых, он частенько устраивал народные гуляния, во-вторых, очень любил лошадей и даже вывел породу, которая получила название «Орловский рысак». Причем коннозаводческая деятельность графа началась лет за десять до отставки: он свозил к себе на завод лучших лошадей, подаренных императрице. Достаточно сказать, что маточное поголовье при жизни Орлова составляло 500 голов, а общее количество лошадей с приплодом доходило до 3 000. Примечательно, что по распоряжению Орлова жеребцы из завода не продавались и их содержали в заводе до самой смерти. Лучших из них хоронили с почетом, стоя, в парадном уборе с уздечкой, а верховых — с седлом.

Реклама

О том, как жил Орлов в Москве, есть много свидетельств. Вот одно из них:

«Народ стекался к „Нескучному“ саду посмотреть на лошадей графа Орлова, скачки, бега, петушиные и кулачные бои. Сам граф не пропускал ни одного народного гуляния. Пышные его выезды украшали любой праздник».

Неудивительно, что когда Орлов скончался 24 декабря 1807 года на 73-м году жизни, народ толпами приходил проститься с ним. При выносе гроба сотни тысяч людей с открытыми головами со слезами на глазах смиренно творили молитву о вечном покое доброму человеку; крепостные же его люди плакали навзрыд…

Реклама