Позже, с появлением компьютеров, именно этот шрифт стал наиболее распространенным. Не стану лукавить, все свои материалы для «Школы жизни» я набиваю именно 12-м кеглем этого шрифта.
Мало кто знает, что на разработку нового шрифта у английского типографа и историка шрифта Стэнли Морисона (а именно его вместе с графиком В. Лардентом считают отцом-основателем) ушло, ни много ни мало, три года. Владельцы газеты были очень недовольны тем, что их детищу на пятки наступают конкуренты, и решили преподнести что-то такое, от чего читатели, забыв о других изданиях, непременно покупали бы «The Times».
Далеко не все читатели обращают внимание на такие мелочи, при детальном рассмотрении которых выясняется, что на самом деле эта «мелочовка» играет в восприятии газеты существенную роль. К примеру, сегодня в России полным ходом разворачивается предвыборная борьба, новые газеты и листовки рождаются «быстрее кошек». И когда для их выпусков приглашают непрофессионалов, они порой такое выдают, отчего становится грустно и смешно. Профессионалы знают, что шрифт в любой газете является едва ли не основным показателем привлекательности текста. Его читаемость, насыщенность, размер — порой значат ничуть не меньше содержания.
К 1929 году, когда был приглашен Морисон, боссы «Таймса» осознали, что существующие гарнитуры либо недостаточно компактны, либо неудовлетворительны по форме, либо плохо читаются в кегле 9 пунктов. Грубо говоря, нужно было втиснуть в газетную полосу как можно больше буковок, но чтобы это не воспринималось как «братская могила» густо уложенных спинка к спинке шпрот в консервной банке.
Строго говоря, Морисон мог особо не «вымахиваться», тем более что в середине 20-х годов появился и набрал большую популярность шрифт Ionic, созданный специально для газетного набора. Он был удобочитаемый. Но Стэнли сумел убедить боссов в том, что этим шрифтом печатаются бульварные газеты «для народа». А шрифт консервативной газеты «Таймс», которую читают министры и государственные деятели Англии, должен выглядеть иначе.
Бедный старина Морисон в те далекие времена и предположить не мог, что спустя 62 года родиной «слонов, чайного листа и болгарского перца» будут объявлены Соединенные Штаты. Что найдется «вдруг чудак», который будет рыться в пыльных архивах и сделает сенсационное открытие, что Стэнли оказался самым обычным вором, «украв шрифты» у Старлинга Берджесса, американского строителя гоночных яхт, поэта, авиа- и автоконструктора. И с этого же 1994 года Берджесс всегда записывается в «соавторы» к Морисону. К счастью, сам английский типограф до этого «развенчания» не дожил, скончавшись 40 лет назад, 11 октября 1967 года в Лондоне.
Впрочем, если изобретение существует без нескольких версий, то это все равно, что суп без соли. Невкусно! Поэтому и в истории со шрифтом Times New Roman существует по меньшей мере три версии.
Первая: Морисон передал Ларденту (художнику «Таймса») серию собственных карандашных эскизов алфавита нового шрифта. Вторая: он дал устное указание использовать в качестве модели Plantin, заострив засечки. И, наконец, третья: в основе работы Лардента лежала фотокопия страницы из некоей книги фламандского печатника XVI века Кристофа Плантена, возможно, набранная шрифтом Робера Гранжона. Опираясь на этот источник, Лардент нарисовал шрифт-прототип, впоследствии сильно переработанный под руководством Морисона.
Нельзя не упомянуть и о разработчиках, которые перенесли Times New Roman на кириллицу. Первым профессиональным шрифтом типа Times, разработанным в России, был шрифт Тип Таймс (дизайнеры Геннадий Барышников, Эмма Захарова и др.). Он был спроектирован в 4-х начертаниях для фотонабора в конце 70-х годов в Отделе наборных шрифтов Всесоюзного научно-исследовательского института полиграфического машиностроения (теперь АО «Полиграфмаш»).
В 1990 году для библиотеки цифровых шрифтов ParaType фирмы ParaGraph была разработана специальная гарнитура (дизайнеры Владимир Ефимов, Александр Тарбеев), которая в течение трех лет выпускалась под названием TimesET.
Впрочем, сегодня шрифтов, «заточенных» под Таймс, выпускается несколько, и я не ставлю перед собой цель вдаваться в технические детали.
Главное, что 75 лет назад читатели газеты «The Times» проснулись в другой эпохе. Эпохе Times New Roman…