В 1932 году член ВЛКСМ, слесарь-инструментальщик Александр Покрышкин добровольцем пошел в РККА. Окончил школу авиатехников. Служил авиатехником. И мечтал стать летчиком. Втайне от начальства во время своего отпуска прошел программу подготовки пилота гражданской авиации, что позволило ему поступить в «Качу».
В ноябре 1939 года выпускник Качинской военно-авиационной школы лейтенант А. Покрышкин начал службу в 55-м ИАП Одесского округа. Научился летать на МиГ-3.
Утром 22 июня 1941 попал под бомбежку. Его самолет не был поврежден, и вскоре поступил приказ на боевой вылет. В полете он увидел незнакомые самолеты, налетел, атаковал, сбил. Оказалось, это Су-2, недавно принятые на вооружение. Уже после войны, в академии, он встретился с человеком, которого атаковал тогда.
Тот тоже провоевал всю войну, стал Героем Советского Союза и после войны — тоже, как и Покрышкин — попал на учебу в Военную Академию.
Покрышкин весь 1941 год воевал на Южном фронте. Сбивал немцев, сбивали его. Выходил из окружения, один раз выезжал на грузовике, зацепив за хвост свой сбитый Миг-3. За весь 1941 ему записали в личное дело два сбитых самолета и один — в группе.
Документы-то полка в окружении сгорели. Мало ли, что сбивал. Правда, он не сильно огорчался — все самолеты, что он сбил в 1941, больше не летали, это был его вклад в Победу. А после войны кто-то начал распускать сплетни, будто он самолеты, сбитые его однополчанами в 1941 году, записал на себя. Это когда он только до
Летал. Сбивал. Штурмовал наземные позиции врага, летал на разведку. Был награжден орденом Ленина за удачную разведку в декабре 1941-го: нашел в глубоком тылу немцев потерянные нашей разведкой танки фон Клейста.
В августе-сентябре 1942 г. вместе со всем полком переучивался на поставляемый по Ленд-лизу самолет «Р-39N Аэрокобра». За весь год боевой работы ему занесли в личное дело один лично сбитый самолет и один — сбитый в группе.
С новым командиром полка у него отношения не сложились. Из-за личной неприязни командир пытался подставить его под военный трибунал. Спасло заступничество товарищей и случай: сам Покрышкин столкнулся с тем пилотом, ссору с которым комполка ему оформил как пьяный дебош и попытки причинить ущерб обороноспособности ВВС РККА. Александр поговорил с тем пилотом, тот был очень удивлен и написал заявление, в котором описал их ссору и взял на себя часть вины за случившееся. Комиссар полка дал этому документу ход. Попытка опорочить пилота провалилась.
В апреле 1943 года в небе над Кубанью развернулось сражение. Немцы пытались захватить главенство в воздухе, как они делали в 1941−42, а наши пытались вернуть себе небо. Покрышкинские приемы и идеи помогли нашей авиации одержать победу в воздухе. Только за апрель А. Покрышкин записал на свой счет 10 побед. В апреле он получил звание Героя Советского Союза, а в августе того же года стал дважды Героем. За весь 1943 год Покрышкин сбил лично 38 самолетов противника.
Этот год он заканчивал уже в должности заместителя командира полка. Его 55 ИАП к этому времени уже стал 16 ГИАП. А с марта 1944-го — был назначен командиром своего полка.
В июне 1944 года гвардии полковник А. Покрышкин стал командиром 9-й гвардейской авиадивизии. 19 августа 1944 года гвардии полковник А. Покрышкин — первый трижды Герой Советского Союза.
На Параде Победы он был знаменосцем 1-го Украинского фронта. Потом — учеба в Академии, командование истребительными дивизиями и армиями в войсках ПВО.
После Победы началась борьба с авторитетами, одним из которых избрали
А почему у него 59 побед — и он трижды Герой, а у кого-то 61, а он — «только» дважды?
Сам А. Покрышкин плевать хотел на все сплетни. Многие сбитые им самолеты ему не засчитали, тогда не было фотопулеметов и сбитые за линией фронта немецкие самолеты в счет не шли. Сам Покрышкин полагал, что он сбил около 90 самолетов врага. Просто происходило это тогда, когда в личное дело регистрировались только те самолеты, падение которых было зафиксировано наземными войсками, а лучше — чтобы бирку с мотора можно было предоставить.
Но Покрышкину было все равно, он сам знал себе цену как летчику-истребителю, так и цену своим критикам-всезнайкам.
А ведь если бы он не рвался так в летчики, то остался бы на работать земле, был бы отличный оружейник, наверняка изобрел бы что-то новое в самолетном вооружении. В войну дорос бы из старших техников до оружейников дивизионного уровня, служил бы спокойно и почти безопасно. И не было бы ни Покрышкинских атак, ни формул «высота-скорость-маневр-огонь», не было бы кубанской этажерки и многого другого…
Что еще почитать по теме?
Степан Супрун. Кто это? Часть 1. Начало пути
Василий Иванович Раков — баловень судьбы или просто герой?
Почему Владимиру Боброву так и не дали Героя, хотя он сбил 43 самолета?