Он родился еще в Российской империи (Царство Польское) 5 декабря 1911 года. А умер фактически в нашем веке — 2000 год, 6 июля. Он прожил почти 90 лет, хотя в середине жизни шансов на какую бы то ни было жизнь не было никаких.
Вся его жизнь была связана с Польшей. Но оказалась связана со всем миром. Благодаря его книге воспоминаний, в США был поставлен знаменитый фильм. С СССР его связывали его же песенки, которые распевала, главным образом,
Впрочем, Россия-Польша — это всегда туго закрученная история, достаточно сказать, что будущий тесть Шпильмана — единственный в мире, наверное, человек, который имел одновременно две награды: за участие в революции — Орден Красного знамени, за борьбу за независимость Польши — Крест с мечами.
Владислав Шпильман родился в еврейской семье, получил солидное музыкальное образование. Учился и в Германии, но в пресловутом 1933 году вернулся на родину. Долгое время занимался так называемой «серьезной», или «академической», музыкой, но выбрал все-таки преимущественно стезю музыки развлекательной.
Многим, возможно, памятны такие песни, как «Дождь», «Не верю я песне», «Этих лет никто не вернет», «Время придет», «Тихая ночь», «Сто лет», «Нет счастья без любви», «Завтра будет хороший день», «Портрет работы Пабло Пикассо». Их вовсю пели и в
К тому же он был прекрасным пианистом, много выступал. Одно его выступление по радио прервала бомбежка, это случилось 23 сентября 1939 года. Через 6 лет, после освобождения Варшавы и возобновления работы радио, он начал свой концерт ровно на том месте, на котором его прервала немецкая бомбежка.
В промежутке была оккупация и варшавское гетто. Дальнейшее известно из книги «Гибель города», она была переведена на 40 языков. Дальнейшее известно и из фильма. Вся семья Шпильмана погибла в концлагере. Он скитался и прятался в центре города. Там его нашел немецкий офицер — и спас. Не выдал, принес еду, одежду. Об этом в целом — фильм
Фильм «Пианист» был снят в 2002 году (то есть сам герой картины не успел его увидеть), получил множество наград и три Оскара, симпатии зрителей.
Немецкого офицера звали Вильгельм Хозенфельд, он был обычным капитаном. Хозенфельд умер в советском плену в 1952 году.
Те, кто идут, куда их не звали, те, кто идут воевать, должны в полной мере понимать, что они могут погибнут не только в бою (что, может, для кого-то считаться, наверное, почетным), но и в плену. А если за ними числятся и добрые дела, то они обязательно зачтутся. Не знаю, как там, на небесах, но и на грешной нашей земле зачтутся.
Сын Владислава Шпильмана — Анджей, дантист и музыкант — добился того, чтобы имя немецкого офицера вошло в израильский список «Праведников народов мира». Имеют полное право.
Вот такие страшные исторические изломы. Вот такой «Портрет работы Пабло Пикассо»…
А чтобы не заканчивать на совсем уж грустной ноте, вспомним и то, что Владислав Шпильман был организатором Международного фестиваля песни в Сопоте — что-то типа нынешнего Евровидения. Там когда-то побеждали и Тамара Миансарова, и Лев Лещенко, и Ирина Понаровская, и, конечно, именно там впервые прозвучала песня «Все могут короли» Аллы Пугачевой.