Именно благодаря ему советские слушатели знакомились с французской эстрадной песней. А французские — с русскими песнями. А потом — не только французские, но и прочие европейские, а затем американские, и дальше — Азия.
Эта «особость» отношений, кажется, даже специально подчеркивалась. Не случайно ведь прогноз погоды в программе «Время» шел под французскую песню
, заставка программы «В мире животных» шла под аргентинскую музыку, но тоже ставшую французской песней. А ведь это — не единственные примеры.А знаменитая телевизионная передача «Кинопанорама»? Ее заставкой тоже стала французская песня — «Pardonne-moi ce caprice d’enfant» («Прости мне этот детский каприз»). Многие могут помнить эту песню в исполнении Мирей Матье. И по самой передаче, конечно.
Все эти песни, как и многие другие, или написал, или аранжировал, или привез со своим оркестром Поль Мориа.
Поль Мориа родился в Марселе 4 марта 1925 года. Отец был почтовый служащий, но любящий музыку и играющий на фортепиано и скрипке. Поэтому и профессиональное обучение мальчика не было для семьи чем-то неожиданным.
Поль Мориа успешно учился, однако выбрал стезю легкой музыки. Что тоже немаловажно, особенно в плане придания и сохранения некоего знака качества. А профессионализм позволил молодому композитору и дирижеру прекрасно аранжировать мелодии для своего оркестра. Более того, привносить и неожиданную «нотку» (например, старинный клавесин в оркестре), что делает стиль аранжировки неповторимым.
Успех к Мориа пришел очень рано и уже никуда не уходил. Сначала песня «Chariot» (в английском варианте — «I Will Follow Him»), написанная «собственноручно» (вошла затем в американский фильм «Действуй, сестра!»). Потом — аранжировки двух песен Поппа, которые стали пресловутыми «хитами» во всем мире, а в СССР одна из них стала заставкой передачи. А затем — еще одна.
Было и соавторство в сочинении киномузыки к фильмам «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке» с Луи де Фюнесом, например, и некоторым другим.
Работал Поль Мориа и с Шарлем Азнавуром — писал, аранжировал, записывал с оркестром.
Затем Мориа стал музыкальным директором Мирей Матье, написал для нее и записал с ней ряд песен. Одну из этих песен, как пишут, он написал в СССР, на борту крейсера «Аврора» в
Но Поль Мориа не просто гастролировал в СССР (он и в Японии гастролировал немыслимое количество раз, став там сенсацией). Именно с СССР его связывали самые дружеские отношения. Его песни звучали не только как заставки телевизионных передач, они проникали в мультфильмы, выпускались на пластинках. Но и более того: Поль Мориа записывает со своим оркестром свои «русские пластинки».
С Сергеем Никитиным — версию песни «Под музыку Вивальди».
А еще — отдельная пластинка с более чем десятью русскими мелодиями «Russie de toujours» («Вечная Россия»). Эта пластинка была переиздана во многих странах.
Известный композитор Поль Мориа умер 3 ноября 2006 года в маленьком французском городе Перпиньяне, том самом, который почти на границе с Испанией. Песни его продолжают звучать, его оркестр существует (правда, там есть отдельные проблемы, связанные именно с сохранением музыкальной стилистики его создателя).
Поп-культура может быть страшной разрушительной силой. А может быть радостью. И даже в некотором роде — и дипломатией, если правильно к ней подойти…