Не случайно там родилась поговорка: «Что ни чех — то музыкант». Даже в самой маленькой деревушке детей учили музыке, а в европейских дворах вельмож всей музыкальной частью часто руководили именно чехи. Канторы в Чехии издавна записывали старинные песни, передавая эти тетради-шпалички следующим канторам, которые продолжали записывать и бережно хранить вековое народное наследие.
Но «отсчитывать» первых принято со времени романтизма, с возникновением национальных школ, с обращением к собственной национальной культуре. Так в XIX веке возникла великая русская музыка с целой плеядой ярких, самобытных гениев. В Польше загорелась звезда Шопена. И не важно, что Шопен жил во Франции, а
Восточная Европа в XIX веке в музыкальном отношении не только не отставала от Европы Западной, но нередко и опережала ее (Мусоргский).
Антонин Дворжак родился 8 сентября 1841 года в деревеньке неподалеку от Праги. Отец его был мясником и владельцем постоялого двора, но при этом сильным музыкантом-любителем, скрипачом в городском оркестре. Сын его — Антонин, Тоничек, старший из восьми — не очень-то хотел заниматься семейным ремеслом, к тому же очень рано выказал выдающиеся музыкальные способности.
Дальше — обучение в органной школе, работа, женитьба, нужда. Государственную стипендию «на жизнь» Дворжак получил благодаря таланту, но также и Иоганнесу Брамсу. Австриец-немец не раз помогал австрийцу-чеху.
Брамс, как известно, автор в том числе и супер-популярных «Венгерских танцев». Дворжак сочинил не менее популярные и по сей день «Славянские танцы», наполненные славянской музыкальной песенностью и стихией.
Судьбу Антонина Дворжака — и личную, и творческую — наверное, можно назвать счастливой. Пусть он не стал продолжателем дела своих дедов и отца. Но он стал любимцем своего народа и общепризнанным мировым гением еще при жизни.
Многократные гастроли в Англии, России (где, конечно же, состоялось знакомство с Чайковским, вылившееся впоследствии в переписку), три года работы в Америке.
США дали толчок к еще большей мировой славе. Премьера симфонии «Из Нового Света» тоже состоялась в Америке, и с тех пор эту 9-ю и последнюю симфонию Дворжака везде сопровождает ошеломляющий успех. Ее трудно назвать симфонией-«философским размышлением», однако ее красочность и новизна и сейчас вызывает самые теплые чувства у слушателей.
Америка XIX века — это не Америка XX-го, но ритмы жизни огромных городов, легкий отголосок афроамериканской и индейской культуры слышны уже у славянина Дворжака.
«Я обнаружил, что музыка негров и индейцев почти что совсем одинакова… музыка этих двух рас породила замечательное сходство с музыкой Шотландии».
Реклама
Дворжак, безусловно, имеет в виду пентатонику — древнейшую музыкальную интервальную систему, которая существовала (и существует) в Китае, у тюрков (и продолжает существовать у тюркских народов, проживающих на территории Российской Федерации), которая слышна в старинных русских календарно-обрядовых песнях и в музыке Шотландии и Ирландии.
При этом Дворжак не пользовался какими-то известными к тому времени мелодиями индейского или негритянского происхождения, он сочинял свои темы, свои мелодии.
Вот это удивительное сочетание славянского, индейского и афроамериканского обеспечило вечный успех тем произведениям Дворжака, которые были написаны в США (9-я симфония, «Американский квартет» и другие).
Через три года Дворжак вернулся домой. Снова работа — организационная, педагогическая, творческая. А еще его внезапно назначили бессменным членом Верхней палаты австрийского парламента. Собственно, известен единственный случай, когда Дворжак явился миру в качестве депутата: общественно-политической деятельности он чурался, как всю жизнь сторонился всего помпезного и кричащего.
В день 60-летия
Антонин Дворжак является крупнейшим представителем чешского романтизма. Работал он много и плодотворно, поэтому и наследие его огромно: оперы, симфонии, камерная музыка. Я напомнила только его самые известные произведения, но каждый человек при желании может найти что-то свое и для себя.