Виновата ли Наталья Пушкина в гибели поэта?

Реклама
Грандмастер

8 сентября 1812 года (27 августа по старому стилю), 190 лет назад, в поместье Кариан, Тамбовской губернии, где семья Гончаровых с детьми жила после вынужденного отъезда из Москвы из-за нашествия Наполеона, родилась девочка, которую назвали Наташей. Родной дедушка Таши (как называли ее родные) очень любил именно ее, а потому безумно баловал. Афанасий Николаевич выписывал для нее игрушки и одежду только из Парижа: фарфоровые куклы, книжки, мячики, другие затейливые игрушки, дорогие платьица — все это поступало в больших количествах.

Окруженная таким вниманием, Наташа не знала никаких забот: любила прогулки, благо в дедовом старинном парке, который имел размеры очень внушительные, было вырыто более дюжины прудов, и в каждом из них плавали лебеди. Домой ее было очень трудно загнать.

Реклама

Идиллия закончилась, когда Наташе исполнилось 6 лет, именно в этом возрасте ее и забрала мать. И сразу столкнулась с тем, что ее дочь, что называется, себе на уме. Это Наталье-старшей (а мать тоже звали именно так) очень не нравилось, она всегда говорила: «В тихом омуте черти водятся»…

У самой же Натальи Ивановны молодость была чересчур бурной. Когда она была очаровательной девушкой, в нее до безумства влюбился кавалергард А. Я. Охотников, фаворит императрицы, от которого у императрицы была дочь. Но через год он был убит. И тогда, чтобы не компрометировать девушку, Наталью Ивановну спешно выдали замуж за Николая Афанасьевича Гончарова, сына владельца полотняных заводов, прекрасно образованного и красавца собою. На венчании присутствовала вся императорская фамилия: император Александр I, императрица, вдовствующая императрица-мать, великие князья и княжны. Что вызвало массу пересудов…

Реклама

Понятно, ей очень хотелось, чтобы дочь была боевой, чтобы вокруг нее вились кавалеры, а она не то, что кокетничать, даже поддержать живой интерес к своей персоне не умеет. Внешне вроде бы старается исполнять просьбы матери, но только тогда, когда находится на глазах. А чуть отвернулся — и она уже снова закрылась в своей «раковине».

Александр Сергеевич Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой на балу у известного танцмейстера. И был поражен ее красотой. А если учесть, что из красивой девушки и слова нельзя было вытянуть, то прожженный ловелас решил, что она умна и необыкновенно мила. Как написал в своем письме к будущей теще сам поэт: он был просто сражен и в спешке уехал из Москвы, чтобы не дразнить свое воображение.

Реклама

А дальше случилось то, что иной раз происходит с мужчинами при виде прекрасной, но неприступной девушки. «У нее-то, должно быть, нет отбоя от поклонников», — рассуждали молодые люди, — а значит, шанс получить отказ очень велик". Стать посмешищем в глазах общества гораздо большее зло, чем заполучить в жены такую куколку. Вот почему у Наташи не было достойных предложений. И только поэт терпеливо добивался ее руки, даже получив отказ. Репутация у него и так была не ахти — бабник, картежник и особа, отнюдь не приближенная к императору…

Кто вдоль и поперек покуражился над поэтом, так это, естественно, Наталья Ивановна. Она решила «отпугнуть» поэта тем, что не даст за дочерью ни копейки, и что именно он, жених, должен заплатить за такую красавицу выкуп. Тягомотина с наследством продолжалась почти год, и, судя по всему, самой невесте это все до чертиков надоело. Войдите в ее положение: с одной стороны к ней никто не может посвататься, так как она уже обручена, а с другой маменька «маринует» жениха все новыми и новыми требованиями…

Реклама

Наконец, свадьба состоялась. Была ли счастлива в браке Наталья Николаевна? Меня терзают смутные сомнения. Возможно, ее грел тот факт, что ее муж известный в России поэт. Но с другой стороны, она к его поэзии была, мягко говоря, равнодушна. Зато куда более серьезным испытанием стали бытовые проблемы: привыкшая к роскоши отчего дома молодая жена никак не могла перестроиться на то, что отныне ее жизнь похожа на лотерею, не знаешь, раздобудет ли муженек деньги или не донесет их, просадив за зеленым сукном.

Достаточно привести выдержки из одного письма юной Пушкиной к родному брату Дмитрию, датированное июлем 1836 года. «Я откровенно признаюсь, — пишет она брату, — что мы в таком бедственном положении, что бывают дни, когда я не знаю, как вести дом, голова идет кругом. Мне очень не хочется беспокоить мужа всеми своими мелкими хозяйственными хлопотами, и без того я вижу, как он печален, подавлен, не может спать по ночам, и, следственно, в таком настроении не в состоянии работать, чтобы обеспечить нам средства к существованию: для того, чтобы сочинять, голова его должна быть свободна…»

Реклама

О том, что у Пушкиных было далеко не все гладко, отметила и дочь Натальи Николаевны от второго брака Александра Арапова. Она вспоминала о том, как мать рассказывала ей о первых месяцах жизни в роли замужней дамы: «Часто по утрам она сидела в гостиной с вязаньем и вышиванием совершенно одна, ей не с кем было и словом перемолвиться, потому что муж ее имел обыкновенную привычку запираться после завтрака в кабинете и писать часов до двух пополудни, а она не смела и не хотела мешать ему, запрещая и прислуге шуметь и беспокоить барина понапрасну. Весь дом ходил на цыпочках!»

А как же четверо детей? Стала бы их рожать Наталья Николаевна от нелюбимого мужа? Трудно сказать. Патологически ревнивый Пушкин прекрасно знал, что самое безопасное состояние жены в отражении атак таких же бабников, как и он, это перманентная беременность. С ее тяжелыми токсикозами, тошнотой и нежеланием никого видеть. Попробуй вызвать горячую страсть у понравившегося мужчины на шестом-седьмом месяце беременности!

Реклама

Да и потом наличие одного ребенка вряд ли остановит женщину перед желанием пофлиртовать, а вот три-четыре малыша с их неожиданными простудами, повышением температуры и т. д. и т. п. у кого угодно убьют желание «выскользнуть из дома» на какое-то интимное свидание!

Виновата ли Наталья Николаевна в гибели поэта? Встречалась ли она втайне с бароном Дантесом, будущим убийцей? Официально зарегистрировано только одно свидание на квартире Идалии Полетики, жены полкового командира Дантеса. Но побежала туда Пушкина не для того, чтобы ублажать коварного француза, а чтобы умолять оставить ее и мужа в покое. Тем более свидание проходило в присутствии Полетики.

Написано немало книг о тех, кто «для потехи раздували чуть затаившийся пожар». Судя по всему, Наталья Николаевна не была ни в чем виновата. И знаменитый Орден рогоносцев, в который был принят ее супруг, был создан только для того, чтобы подтолкнуть поэта к гибели. Между тем, если бы все те мужья, которым Александр Сергеевич наставил в свое время рога, собрались бы вместе — в этом рогатом лесу поэт блуждал бы три дня и три ночи…

Реклама

Он же сам и снял все возможные разговоры о причастности жены к своей дуэли. Первыми словами раненого Пушкина, когда его внесли в дом, были слова, обращенные к жене: «Будь спокойна, ты не в чем не виновата!»

Остается добавить, что спустя семь лет после гибели поэта Наталья Николаевна вышла замуж за генерала Петра Ланского. В новом браке у нее были еще три дочери — Александра, Елизавета и Софья.

Вдова Пушкина скончалась 26 ноября (8 декабря по новому стилю) 1863 года, хмурым осенним утром, провожаемая слезами холодного дождя, переходящего в мелкий снег…
Ей шел только 52-й год…

Реклама