Кого назвали «Моцартом ХХ века»? Эдисон Денисов

Реклама

Столь необычным именем он был обязан отцу. Томский физик и радиолюбитель Василий Денисов изобрел первый в Сибири коротковолновый передатчик, аппарат «Магнитон» для музыкальной иллюстрации немых фильмов.

Его радиопозывные были известны во многих странах, и именно он в 1928 году связался с итальянской экспедицией к Северному полюсу генерала Нобиле (знаменитая «Красная палатка»), передавал им метеосводки. Когда 6 апреля 1929 года у радиолюбителя родился сын, папа тайком вписал в свидетельство о рождении имя «Эдисон».

Но ни радиофизиком, как отец, ни врачом, как мать, Эдисон не стал. В доме, правда, любили музыку — отец играл на фортепиано, мать хорошо пела. Мальчик самостоятельно выучился играть на нескольких музыкальных инструментах. Далее — физмат Томского университета и музучилище, письмо Д. Шостаковичу без адреса и — неожиданный ответ: «Вы талантливы», причем с разбором каждого присланного сочинения молодого автора. Странные были времена: на фоне всего происходящего письма без адреса доходили до адресата, эти письма читали, на них отвечали, приглашали учиться дальше…

Реклама

Тем не менее с первого раза в Московскую консерваторию сибирский юноша, уже окончивший два учебных заведения, не поступил. Ничего страшного — он сдал экзамены в аспирантуру у себя в университете, но снова вернулся в Москву и все-таки поступил, а по окончании остался там преподавать, вырастив уже новую плеяду российских (и не только) композиторов.

Однако жизнь Эдисона Денисова была отнюдь не столь безоблачной и благополучной, как можно было бы представить после предыдущих сухих строк. Русским авангардистам XX века крепко доставалось — что живописцам, что музыкантам. А расцвет русского музыкального авангарда как раз пришелся на время известного Постановления Ц К партии и гонений «на формалистов».

Реклама

Досталось тогда всем — и Прокофьеву, и Шостаковичу, и Хачатуряну, и даже задним числом давно почившим классикам. Что уж говорить о молодых!

В принципе, нападки продолжались несколько десятилетий — и после Постановления ЦК 1948 года об отмене предыдущего Постановления ЦК 1948 года, и попадания в черные списки в 70-е.

Музыку не издавали и не исполняли. Спасали заказы на музыку к театральным постановкам и кино.

Денисов написал музыку к самым «прогремевшим» спектаклям московских театров: «Три сестры», «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание» и многим другим. Он также написал музыку к более чем 60 фильмам, среди них такие как «Сильные духом» о разведчике Н. Кузнецове, «Дважды рождённый» — фильм 1983 года по сценарию писателя В. Астафьева,

Реклама
«Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» по книге Фазиля Искандера и так далее.

Было еще преподавание. Но главным оставалось серьезное творчество, а здесь всегда были проблемы.

К сожалению, писать о современных деятелях искусства очень трудно. Прежде всего, мне самой до конца не понятно, почему произошел такой мощный разрыв между произведениями искусства и их «потребителями».

Причиной этого отрыва был, возможно, кризис культуры как первое глобальное проявление кризиса цивилизации. Например, культура развивалась, в том числе, и на основе углубляющейся специализации (как и наука, впрочем). Культура первой достигла того состояния, когда она перестала быть понятной не специалисту. А ведь культура — явление абсолютно публичное (в отличие от науки), и поэтому должна быть немедленно и в полном объеме потреблена. Поэтому возникает странная ситуация, когда квалифицированными потребителями (или «знатоками музыки или живописи») становятся сами музыканты или живописцы. В связи с этим все более примитивной становится и поп-культура. Несомненно, есть и еще причины данного кризиса, но это самая общая и глобальная. И выхода здесь пока не просматривается.

Реклама

Тем не менее даже в советском обществе существовала очень серьезная прослойка людей, готовых немедленно воспринять и принять самые новые, свежие и необычные, «заумные», авангардные явления культуры. Примером может служить исполнение в Ленинграде произведения Денисова «Солнце инков». Сам Денисов называл «Солнце инков» своим Опусом номер 1 (хотя, конечно, это был далеко не первый опус).

«Солнце инков» дало интересное свидетельство того, что Советский Союз может сейчас производить не только космические корабли для фотографирования задней стороны луны, но и композиторов, которые могут писать в разнообразных современных стилях без потери их места среди Союза композиторов

Реклама
". (Это западная пресса, «Sunday times», Brighton.)

Доселе неизвестного автора после премьеры публика вызывала на сцену для аплодисментов 16 раз, а вот после премьеры у многих к ней причастных сразу же возникли проблемы.

«Всё это было первопроходством и всегда было сопряжено с достаточно серьезным риском как для композитора, так и для исполнителя» — Геннадий Рождественский, знаменитый дирижер, благодаря которому и состоялась та премьера.

(Можно послушать хотя бы первые минуты…)

Реклама

В дальнейшем было написано множество произведений в самых разных жанрах: от симфоний и опер до Реквиема, «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» на тексты из Нового Завета, «Пение птиц» для подготовленного фортепиано и магнитофонной пленки (нужно отметить, что Денисов являлся и одним из основоположников электронной музыки в России).

Эдисон Денисов становился все более знаменитым на Западе, все менее исполняемым на родине, эта ситуация продолжается до середины 80-х годов, когда вдруг приходит признание, а с ним — все возможности.

Но в 1994 году Эдисон Денисов попал в очень крупную автокатастрофу и был на грани жизни и смерти. К тому времени он был крайне популярен во Франции. Французский посол немедленно договорился о специальном медицинском самолете. Во Франции композитора вернули к жизни, дали почетное гражданство города Парижа, наградили Орденом Почетного легиона.

Реклама

Там он прожил последние годы, творил, там умер, там же и похоронен. Как всегда: Россия рождает гениев, мировых классиков в разных областях, но осознает и оценивает это значительно позже всего остального мира.

Что касается русского авангарда: если можете, смотрите, слушайте хоть немного. Не случайно он так популярен все свои сто лет. Там немало шедевров.

Кого назвали «Моцартом ХХ века»? Эдисон Денисов

Что еще почитать по теме?

Хиты 1970-х. Как Жан-Мишель Жарр насытил электронную музыку «кислородом»?
Музыка и молодёжные субкультуры: кто такие готы?
Как полюбить классическую музыку?

Реклама