Химическая номенклатура, правила наименования веществ, которыми мы пользуемся до сих пор, — результат трудов Лавуазье и Бертолле. В 1780 году Бертолле стал членом Парижской академии наук. И вполне заслуженно.
Бертолле разработал методы химического анализа, благодаря которым ему удалось установить состав аммиака, болотного газа, синильной кислоты и сероводорода. Он также исследовал явление химического равновесия и установил, что химические реакции могут происходить как в одном направлении, так и в противоположном. Из этого наблюдения впоследствии возникла физическая химия.
Уже тогда, на заре возникновения химии, оказалось, что наука эта совсем не простая и зачастую в ней возможны два, казалось бы, взаимоисключающих ответа на один вопрос.
Как в еврейском анекдоте, где раввин говорит каждому из спорящих, что он прав. А когда жена замечает ему, что такое невозможно — правым может быть только один из двух, раввин соглашается и с женой: «Пожалуй, и ты права».
Вот пример. Во времена Бертолле среди химиков возник серьезный спор о так называемом законе постоянства состава. Химик Ж. Пруст утверждал: каждое соединение имеет один и тот же состав независимо от способов его получения. Углекислый газ — это всегда кислород и углерод в определенном соотношении.
Ж. Пруст подтвердил свои утверждения многочисленными точными измерениями. И, в конце концов, его взгляд был принят. Благодаря этому начало развиваться учение о молекулах и атомах. Возникло понятие валентности, согласно которому атом одного вещества может соединиться только с определенным количеством атомов другого вещества. И тогда закон постоянства состава стал почти очевидным.
Так что сейчас нам сложно понять, почему Бертолле придерживался противоположного взгляда, считая, что состав соединений может быть переменным в зависимости от процесса получения этих соединений.
Правда, через некоторое время оказалось, что он не совсем ошибался. В начале 20 века был найден класс веществ, для которых закон постоянства состава не выполняется и в которых соотношение компонентов может быть и не постоянным. Такие вещества в честь Бертолле были названы бертоллидами. Такая вот химия, ребята!
Успешная научная карьера Бертолле сопровождалась не менее успешной карьерой преподавательской. Он был профессором двух самых лучших технических учебных заведений Франции — Высшей нормальной и Политехнической школ в Париже.
Можно сказать, что Бертолле повезло. То время, в которое ему пришлось жить во Франции, не слишком способствовало спокойным научным занятиям. Строго говоря, оно и спокойствию не слишком соответствовало. Революция — словно колба, наполненная жидкостью неизвестного состава, кипящей на огне. Результат непредсказуем, а эксперимент связан с риском для жизни.
Бедняге Лавуазье не повезло. При старом режиме он добывал средства к существованию всеми ненавидимой профессией откупщика, за что безоговорочно попал на гильотину. Бертолле же довелось дожить до более спокойных времен.
С приходом к власти Наполеона Бонапарта, который ценил точные и естественные науки он стал научным консультантом императора и даже сопровождал его в Египетском походе. Который, впрочем, закончился бесславно. Как свидетельствует история, с императором подобные неприятности случались неоднократно.
Будучи обласканным в годы империи, Бертолле остался в фаворе и после реставрации Бурбонов. Его даже сделали пэром Франции. Но к тому времени Бертолле отошел от жизни политической и, поселившись в провинции, продолжал заниматься исключительно наукой.
Но вернемся к началу его научной жизни. Среди веществ, которые изучал Бертолле, был и газ хлор, открытый в 1774 году. Хлор — элемент чрезвычайно активный. Важное его свойство: он отбеливает бумагу и ткани.
Но хлор для отбеливания применять нельзя, потому что это чрезвычайно опасный газ. А вот будучи связанным с кислородом в виде хлорноватистой кислоты (HClO), он становится менее агрессивным, сохраняя при этом свои отбеливающие свойства.
Хлорноватистая кислота — соединение неустойчивое, и хранить его неудобно. Зато ее соль, гипохлорит калия, вещество стабильное. Водный раствор гипохлорита калия может долго храниться в закрытом сосуде. Попадая же на воздух, гипохлорит калия взаимодействует с углекислым газом и парами воды. Получаемая в результате этой реакции хлорноватистая кислота тоже может отбеливать ткани.
Бертолле совсем не был кабинетным ученым. Он знал, что отбеливатель с руками оторвут производители тканей. Поэтому он организовал производство водного раствора гипохлорита калия совсем рядом с Парижем, в Жавеле.
Сам отбеливающий раствор стал называться «Жавелевой водой» (eau de Javelle), или попросту «Жавелем». Вскоре слово «Жавель» стало синонимом любого отбеливателя. И сейчас жавель чаще всего состоит из более дешевого гипохлорита натрия.
Производство жавелевой воды не только обогатило
Именем великого химика названы не только взрывчатое вещество и класс специальных химических соединений. В его честь названо также тропическое растение бертолетия, которое иначе еще называют бразильским орехом.
Что еще почитать по теме?
Парижская политехническая школа: что означает самое короткое в мире прозвище?
Кто открыл, что газы при нагревании расширяются?
Кто открыл натрий и хлор?