В чём секрет творчества Айвазовского?

Реклама
Профессионал

29 июля 1817 года в Феодосии в семье разорившегося купца 3-й гильдии Геворга Гайвазяна родился пятый ребёнок, названый Ованесом. При чём здесь великий русский художник Иван Константинович Айвазовский, спросите вы? Всё просто: дело в том, что выходец из Польши Геворг Гайвазян писался в гражданских документах Константином Григорьевичем Гайвазовским, а уже в 1841 году Иван (Ованес) Константинович Гайвазовский избавился от «лишней» буквы в фамилии, приведя её в знакомый нам вид.

Уже с раннего детства Иван Константинович проявлял большой интерес к искусству. Ещё учась в армянской приходской школе, он самостоятельно освоил скрипку, однако подлинной страстью для него была живопись, которой он посвящал всё свободное время, рисуя пейзажи феодосийского рейда и парусные корабли. За этим занятием юного художника однажды и застал городской архитектор Кох, который вместе с градоначальником Александром Ивановичем Казначеевым обеспечил Ивана всем необходимым для работы.

Реклама


В свою очередь, не чуждый искусству Казначеев после своего назначения губернатором Таврии в 1830 году забрал Айвазовского в Симферополь, где определил его в местную гимназию. После окончания гимназии в 1833 году он отправляется на учёбу в Петербург в Академию художеств, в которой под руководством известного французского мариниста Ф. Таннера постигает искусство пейзажной живописи.

Однако уже в 1836 году после написания картины «Этюд облаков над морем» становится понятно, что ученик превзошёл учителя. Завистливый француз, спасая свою репутацию, настраивает против художника самого императора. И только заступничество профессора батальной живописи А. И. Зауерфейда ограждает Айвазовского от многих проблем. Немилость царя вскоре проходит.

Реклама


По приглашению генерала Раевского, который был начальником Кавказской прибрежной линии, Айвазовский принял участие в военной операции у берегов Мингрелии. Во время десанта у Субаши художник познакомился с выдающимися деятелями русского военно-морского флота — Лазаревым, Нахимовым и Корниловым.

Вообще, нужно сказать, что Айвазовский был сильно привязан к морскому флоту: его несколько раз прикомандировывали к различным действующим флотам, он запечатлел эпизоды Севастопольской обороны, морских сражений на Черном и Балтийском морях, битву у Гангута, Чесменский, Наваринский, Синопский бои.

В 1844 году Айвазовскому присвоено звании «Живописец Главного морского штаба», а в 1846 году во время выставки к десятилетию творческой деятельности художника в Феодосию под командованием Корнилова прибыла эскадра из шести военных кораблей, чтобы приветствовать юбиляра.

Реклама


В 1840 году Айвазовский уезжает в Италию, где вопреки советам учителей начинает писать не с натуры, а по памяти, пользуясь богатым воображением. Именно в этом и кроется разгадка таланта художника, о которой он позже скажет:

«Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда! Движения живых стихий не уловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запоминать их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину. Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь. Писать тихо, корпеть над картиной целыми месяцами — я не могу».

Реклама


Благодаря своему мастерству, памяти и воображению Айвазовский оставил потомкам около 6000 своих произведений, а не только «Девятый вал», как многие думают! Его картины покупали Академия художеств, Генеральный штаб, Третьяков для своей галереи, Принц Уэльский, и даже папа Григорий XVI купил у Айвазовского картину «Хаос», где проявилось его умение мыслить в широких художественных обобщениях, обращаясь к библейской теме сотворения мира.

Умер художник в Феодосии 19 апреля 1900 года (по старому стилю) во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля».

Берегите себя!

Реклама