Уже с раннего детства Иван Константинович проявлял большой интерес к искусству. Ещё учась в армянской приходской школе, он самостоятельно освоил скрипку, однако подлинной страстью для него была живопись, которой он посвящал всё свободное время, рисуя пейзажи феодосийского рейда и парусные корабли. За этим занятием юного художника однажды и застал городской архитектор Кох, который вместе с градоначальником Александром Ивановичем Казначеевым обеспечил Ивана всем необходимым для работы.
В свою очередь, не чуждый искусству Казначеев после своего назначения губернатором Таврии в 1830 году забрал Айвазовского в Симферополь, где определил его в местную гимназию. После окончания гимназии в 1833 году он отправляется на учёбу в Петербург в Академию художеств, в которой под руководством известного французского мариниста Ф. Таннера постигает искусство пейзажной живописи.
Однако уже в 1836 году после написания картины «Этюд облаков над морем» становится понятно, что ученик превзошёл учителя. Завистливый француз, спасая свою репутацию, настраивает против художника самого императора. И только заступничество профессора батальной живописи
По приглашению генерала Раевского, который был начальником Кавказской прибрежной линии, Айвазовский принял участие в военной операции у берегов Мингрелии. Во время десанта у Субаши художник познакомился с выдающимися деятелями русского военно-морского флота — Лазаревым, Нахимовым и Корниловым.
Вообще, нужно сказать, что Айвазовский был сильно привязан к морскому флоту: его несколько раз прикомандировывали к различным действующим флотам, он запечатлел эпизоды Севастопольской обороны, морских сражений на Черном и Балтийском морях, битву у Гангута, Чесменский, Наваринский, Синопский бои.
В 1844 году Айвазовскому присвоено звании «Живописец Главного морского штаба», а в 1846 году во время выставки к десятилетию творческой деятельности художника в Феодосию под командованием Корнилова прибыла эскадра из шести военных кораблей, чтобы приветствовать юбиляра.
В 1840 году Айвазовский уезжает в Италию, где вопреки советам учителей начинает писать не с натуры, а по памяти, пользуясь богатым воображением. Именно в этом и кроется разгадка таланта художника, о которой он позже скажет:
«Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником — никогда! Движения живых стихий не уловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны — немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запоминать их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину. Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь. Писать тихо, корпеть над картиной целыми месяцами — я не могу».
Реклама
Благодаря своему мастерству, памяти и воображению Айвазовский оставил потомкам около 6000 своих произведений, а не только «Девятый вал», как многие думают! Его картины покупали Академия художеств, Генеральный штаб, Третьяков для своей галереи, Принц Уэльский, и даже папа Григорий XVI купил у Айвазовского картину «Хаос», где проявилось его умение мыслить в широких художественных обобщениях, обращаясь к библейской теме сотворения мира.
Умер художник в Феодосии 19 апреля 1900 года (по старому стилю) во время работы над картиной «Взрыв турецкого корабля».
Берегите себя!