У кого-то они вызывали неподдельное любопытство, их считали волшебниками, а кто-то отзывался о магнетизерах как о шарлатанах, видя в них врагов народа. Стоит ли говорить, что на долю первых гипнотизеров выпало множество обид, притеснений и гонений. Герой нашей заметки, аббат Фариа, был одним из первых магнетизеров, последователем учения Месмера.
Многие слышали это имя. Месмер стал основоположником психотерапии. Он был одним из первых, кто погружал пациента в гипнотическое состояние в лечебных целях. В свое время он произвел фурор, появившись в Париже незадолго до начала революции. Им восхищались, почитали за чародея. Месмер творил чудеса, не поддающиеся логическому объяснению. Природа его дара по сей день остается изученной не до конца. Усилием своей воли он мог снять боль, заставить человека чувствовать холод, то, что сегодня мы называем гипнотическим воздействием на сознание человека. Суеверные набожные особы видели в нем посланца сатаны.
Вернемся же к необычной истории аббата Фариа. Он был ярым поклонником Месмера и продолжил его дело. Вместе с еще одним учеником первого магнетизера, маркизом де Пюисегюром, он проводил эксперименты в области гипнологии.
Мы помним, что детство нашего героя проходило в индийском штате Гоа. На родине он не раз видел йогов и проявлял неподдельный интерес к тому, что они делали. Главным было то, что, изучая приемы йогов, он сумел сделать правильный вывод — основное место в их занятиях отводилось самовнушению. Уже в Париже он пытался объединить учение Месмера с учением йогов.
Находясь в заточении в замке Иф, аббат не ослаб духом, не впал в сумасшествие благодаря постоянным тренировкам самовнушения. Именно развитие в себе несгибаемости духа сохранило ему ясный разум.
Наконец-то для нашего героя настали радостные дни. Он вышел из своей тюрьмы, где провел многие годы, на волю. В его жизни началась новая эпоха, благодаря которой его имя вошло в историю.
На протяжении четырех лет аббат Фариа проводил сеансы лечебного магнетизирования, однако эти годы самые интересные в его необычной биографии. В Париже по адресу улица Клиши, 49 аббатом были открыты магнетические классы. В сеансах принимали участие и взрослые люди, и дети, и даже животные. Фариа немигающим взглядом смотрел в глаза внушаемого и произносил несколько раз: «Спите». Пациент моментально погружался в глубокий сон. Этот прием по сей день используется психотерапевтами нашего времени и носит имя аббата Фариа.
Подобная деятельность принесла аббату кроме популярности еще и зависть конкурентов наряду с обвинениями в колдовстве и прочей чертовщине. Кабинет, где наш герой проводил свои сеансы, был известен на весь Париж. Там ежедневно бывали толпы любопытных людей, которым не терпелось увидеть все своими глазами, тем более что плата за участие в сеансе была минимальной — всего 5 франков.
Среди врагов аббата самыми рьяными были представители духовенства, которые видели в Хосе Кустодио исчадие ада. Наш герой, над которым нависла угроза нового заточения, может быть, еще более сурового, чем одиночная камера в замке Иф, предстал пред сложным выбором: продолжать магнетические сеансы и потерять свободу или даже саму жизнь, или отказаться от своей деятельности, чтобы, наконец, заняться написанием книги о силе внушения. Уставший от ударов судьбы, он выбрал второй вариант.
Фариа пришлось покаяться перед церковниками в своих пригрешениях и отказаться от сеансов магнетизирования. Ему дали маленький приход, где он до конца своих дней вел скромную жизнь священнослужителя. Втайне от всего мира Фариа занимался написанием своей книги. Незадолго до его смерти (1819 г.) книга «О причине ясного сна, или исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии» увидела свет.
Следует отметить, что аббат удивительнейшим образом сумел опередить свое время. Его взгляд на природу магнетизма, иначе говоря, гипноза, существенно отличался от мнения современников. Он считал, что каждый человек внушаем — кто-то в большей мере, кто-то в меньшей. Без внушения магнетизирование невозможно. Такие же выводы наука сделала только в конце 19 века, когда ученым Ипполиту Бернгейму и Амбруазу Льебо удалось доказать, что в основе гипноза лежит внушение. То же самое аббат написал в своей книге, правда, в то время его умозаключения остались без внимания. Кроме этого, наш герой утверждал, что если человек верит в то, что делает магнетизер, то успех лечебного воздействия на него гипнозом обеспечен. Если же настроен отрицательно, подозревает магнетизера в шарлатанстве, то лечебного эффекта от сеанса внушения ожидать не стоит. Такая публика не поддается лечению.
Аббата не стало, а его книга живет до сих пор. Ее изучают психотерапевты разных стран, поскольку открытия, сделанные этим выдающимся человеком, актуальны и сегодня. Тайна аббата Фариа — это тайна человека, идущего впереди своего времени, освещающего своими знаниями путь потомкам.