Однако исследователи творчества Луи Армстронга и его биографы считают, что на самом деле Луи родился 4 августа 1901 года, а год себе приписал из нежелания идти в армию, а благополучно продолжить карьеру музыканта. Также в пользу версии биографов выступает и тот факт, что в негритянских гетто, где появился на свет и вырос Луи, родители не очень пеклись о правильности в записях о рождении детей и новорожденных либо вообще не регистрировали, либо регистрировали по памяти, значительно позже. А поскольку детей в негритянских семьях было много, даты их рождения могли быть неверны, приблизительны.
Но миру сейчас не столь важно, какого именно числа родился этот человек, гораздо важнее то, в кого он вырос и какой след в истории музыкальной культуры своего поколения оставил.
Луи Армстронг с самого рождения был лишен нормальной семьи, отеческой заботы. Его отец предал его, едва Луи родился, а мать относилась к сыну весьма легкомысленно. Луи рано осознал свою ответственность за семью, необходимость ее содержать. Музыка позволила ему сначала выжить, а потом и прославиться! Всю свою жизнь Луи оставался неуверенным в себе человеком, зависимым от мнения и жизненного опыта других, но в то же время очень самобытным. Он считал, что родился для игры на трубе, и не мог прожить без аплодисментов. Неуверенному в себе юноше очень была нужна эта зрительская любовь, без которой он просто бы умер. Вот почему даже на склоне лет, мучаясь больными губами, имея больное сердце, он не думал о себе, а продолжал выступать на сцене до последнего вздоха.
Кем же осознавал себя Луи Армстронг? Понимал ли он сам значимость своего творчества для целого поколения музыкантов-современников и любителей музыки? Критики часто писали не только о его виртуозной игре на трубе, покоряющем слушателей пении, но и о его творческих промахах!
Так один из исследователей творчества музыканта отмечал, что его раннее исполнение негритянских песенок и композиций на трубе гораздо лучше и виртуознее, чем зрелое творчество. В зрелости Армстронг часто прибегал к музыкальным штампам и клише, стремясь «удивить» публику наиболее высокими нотами, а также закрепить за собой коммерческий успех. Часто из-за своих погрешностей в игре он скатывался с вершины музыкальных рейтингов, регулярно проводимых в музыкальной индустрии Америки, с самых почетных высоких мест на нижние «этажи». Это было связано с разными факторами. Не только творческого характера.
В частности, из-за неправильного расположения губ во время игры на инструменте Армстронг калечил себе нижнюю губу, которая то и дело была воспалена, зарастала мозолями, кровоточила, а то и переполнялась гноем. Больное сердце гениального музыканта в зрелые годы также не позволяло ему уже брать слишком высокие ноты, которыми он так славился в молодости. Хриплое пение тоже было связано с обнаруженной у него в поздние годы специфической болезнью связок. Однако никакие недуги не лишили Армстронга желания выступать и быть звездой.
Сам себя Армстронг не воспринимал только как музыканта или певца, он называл себя «развлекателем», или по-простому — клоуном, шутом. Его музыкальные выступления всегда сопровождались комическими номерами, закатыванием глаз, забавными кривляньями, которые не нравились почитателям джаза, но вызывали восторг зрителей. Кривлянье негров на сцене — такова была театральная традиция того времени, ведь только в шутовском колпаке мог тогда негр показаться перед белой публикой, он должен был быть глупым и смешным.
Несмотря на подобные кривлянья, которые должны были принизить черного артиста, Луи Армстронгу удалось войти в число реформаторов музыки, стать основоположником нового музыкального направления — джаза, а также покорить весь мир своим самобытным исполнением грустных и веселых негритянских песенок. Его приглашали сниматься в кино, но амплуа глупого негра эксплуатировалось и там, поэтому серьезного отношения к себе критиков не вызвали, зато сделали Луи еще больше популярным среди простого зрителя. Несколько раз в год выходила и телевизионная программа с его участием, так что он всегда был на виду у телезрителей.
Его часто обвиняли в том, что он прислуживает белым, выступает в роли дурачка при них, не высказывается в эфире против расовой дискриминации. Однако это не совсем так. Луи Армстронг часто испытывал чувство зависимости от своих белых импресарио и зрителей, понимая, что именно они руководят его судьбой. Относительно своей зависимости от белых он говорил: «Негр всегда должен иметь за собой белого человека, который мог бы сказать: «Это мой черномазый». Таковы были реалии того времени. Однако в зрелые годы Луи не раз выступал против расового неравноправия, выполнял миссию Посла доброй воли.
Для своих соплеменников он всегда был национальным героем, а вот белые упрекали его не только в умалчивании вопросов дискриминации, но и впоследствии в том, что он согласился быть Королем Шутов, избранным на национальном негритянском карнавале.
Луи Армстронга не стало 5 июля 1971 года — из-за сердечной недостаточности отказали почки. Он умер утром, намереваясь пойти на очередную репетицию оркестра. День его ухода практически совпадает с днем его рождения.
Джазовая музыка, которую он мастерски исполнял всю свою жизнь, произвела реформу не только в исполнении джаза, но и наложила свой глубокий отпечаток на развитие музыкальных традиций в целом. Гениальный трубач-самоучка сумел произвести мировую музыкальную революцию, осознавая себя всего лишь удачливым и трудолюбивым «развлекателем».