Какими они были, те «старики», что шли в бой? Николай Михайлович Скоморохов. Часть 5: легенды и правда

Реклама
Грандмастер

Вокруг каждой знаменитости, особенно если она окружена ореолом совершённых подвигов, неминуемо возникает множество изустных слухов, постепенно превращающихся в легенды. Естественно, не мог избежать этой участи и такой легендарный лётчик, как Николай Скоморохов.

Что только о нём ни рассказывали! И Знамя Победы он на Параде нёс, и отомстил жестоко за гибель своего друга, разыскав и уничтожив обоих виновников, и всю войну он без единой царапины прошёл, и песни-то о лётчиках Высоцкий именно ему посвятил:

Кто-то скупо и чётко
Отсчитал нам часы
Нашей жизни короткой,
Как бетон полосы, —
И на ней — кто разбился,
Кто — взлетел навсегда…
Ну, а я приземлился, —
Вот какая беда…

В. Высоцкий «Песня о погибшем лётчике»

Реклама

И ещё много всего подобного… Давайте разберёмся в этих не похожих друг на друга моментах его жизни.

Первый раз Скоморохову довелось пройти по Красной площади среди других Героев Советского Союза 24 июня 1945 года в самом главном Параде в истории нашей Родины — Параде Победы. Тогда, чётко чеканя шаг и держа равнение направо, он и представить себе не мог, что это будет не последний Парад, в котором ему придётся принять участие. Свыше двадцати раз, шагая строевым шагом по Красной площади впереди воинского соединения, которое он возглавлял, у генерала Скоморохова, наверное, каждый раз перед глазами была одна и та же картина: Мавзолей, на котором стоит всё руководство страны, и среди них человек, с именем которого шли в бой миллионы советских солдат.

Реклама

Но был ещё один Парад, который состоялся в мае 1985 года, вот о нём-то, по-видимому, и вспоминают рассказчики. Именно тогда, в честь 40-летия Победы над фашизмом, Маршалу авиации дважды Герою Советского Союза Н. М. Скоморохову было доверено почётное право пронести историческое Знамя Победы по Красной площади.

Рассмотрите, пожалуйста, фотографию, запечатлевшую этот момент. С трудом верится, что идут ветераны, которым уже далеко за шестьдесят. Какая выправка, как высоко подняты головы, сколько гордости за свой великий народ! Рядом со Скомороховым шагают ассистенты: Герой Советского Союза, полный кавалер ордена Славы старшина Н. И. Кузнецов, Герой Социалистического Труда, полный кавалер ордена Славы старшина

Реклама
П. А. Литвиненко, Герой Советского Союза полковник С. А. Неустроев, удостоенный этого высокого звания за водружение Знамени Победы на куполе рейхстага вместе с Кантария и Егоровым, и Герой Советского Союза полковник Н. М. Фоменко. За ними несут знамёна всех десяти фронтов, пронесённые по Красной площади в далёком 1941 году.

Так что это вовсе не легенда, Скоморохов действительно пронёс по Красной площади Знамя Победы, только случилось это на Параде в честь её 40-летия.

Николай Михайлович дружил семьями с братьями Высоцкими — Семёном Владимировичем и Алексеем Владимировичем. Они частенько встречались. и поскольку все прошли войну до победы, нередко вспоминали своё боевое прошлое. Бывало, что на их встречах присутствовал и сын Семёна Владимировича, знаменитый поэт. Как-то зашла речь о том, как лётчики фашистской «Бриллиантовой эскадры» сбили в бою друга Николая Скоморохова — капитана Николая Горбунова. Рассказ о погибшем друге и сожаление, что он сам ничем не мог ему помочь, поскольку его не было рядом в воздухе, вдохновил Владимира Высоцкого на песню «О погибшем лётчике», впервые прозвучавшую в спектакле «Звёзды для лейтенанта» в московском театре им. Ермоловой в 1975 году. А вот рассказ о том бое описал Алексей Высоцкий в статье «Бриллиантовая двойка», опубликованной в газете «Красная звезда» 11 января 1966 года.

Реклама

«Бриллиантовой двойкой» называли немецкую пару истребителей, лётчики которой были награждены лично Гитлером бриллиантовыми крестами за особые заслуги в войне. Таких пилотов набралась целая эскадрилья. Их самолёты легко было опознать по ярко-желтому коку винта. Как правило, они летали парой. В самом конце войны, 20 мая 1944 года, именно такая пара сбила над Дунаем близкого друга Николая Скоморохова — его тёзку, Героя Советского Союза капитана Николая Горбунова.

Скоморохов очень близко к сердцу принял смерть друга и пообещал за него отомстить. Через сутки в очередном бою ему попался очень опытный соперник. Очевидно, что это был один из «бриллиантовых». Долго они крутились, пытаясь найти позицию, удобную для решающей атаки. Наконец «на вертикали» Скоморохову удалось всадить в немца добрую порцию свинца. Немецкая машина взорвалась ещё в воздухе, и Николай жалел, что не удалось выяснить: тот это был, кого он искал, или не тот.

Реклама

Через несколько дней Николая атаковала четвёрка «мессеров» с желтым коком. Скоморохов устремился в бой, но один из «мессеров» начал тянуть его вверх, как бы приглашая на рыцарский поединок, один на один. Наш лётчик вызов принял, и «Лавочкин» тоже устремился вверх. На предельно допустимой высоте, когда даже кислородная маска не спасала и сознание начало затуманиваться, Скоморохову удалось на одном из виражей попасть в фашиста. Лётчик выпрыгнул с парашютом, но на земле угодил в плен. Оказалось, что заместитель командира эскадры, в паре со своим командиром сбивший Горбунова, тоже решил отомстить Скоморохову за гибель друга, но сам потерпел поражение. Вот так и получилось, что Скоморохов своё обещание, данное на могиле друга, выполнил, а немцу это не удалось.

Ну, а о том, что Скоморохов был уникальным пилотом, который, совершив 605 боевых вылетов, провел 143 боя, лично сбил 46 самолётов противника и ещё 8 в группе, ни разу не был не только сбит и не горел, но даже не получил ни одной пробоины в бою, и говорить нечего. Его все считали заговорённым. А сам он любил повторять одну заповедь: «Воздушный боец — не только тот, кто сбивает, но и тот, кто умеет сам не быть сбитым».

Реклама