Какими они были, те «старики», что шли в бой? Григорий Андреевич Речкалов. Часть 3: незаслуженно забытый

Реклама
Грандмастер

Ещё в 1941 году сразу после прибытия в 55 ИАП Григорий Речкалов становится как бы тенью более старшего товарища — Покрышкина. Друзьями они не стали, но Покрышкин, полагаясь во всём на Речкалова, всячески его продвигал по службе. Покрышкин стал комэском, Речкалов его заместителем, а после назначения Покрышкина заместителем командира полка Речкалов стал командиром эскадрильи.

В 1944 году, когда Покрышкин стал командиром дивизии, Речкалов был назначен командиром полка. И вот тут в их взаимоотношениях что-то произошло, как будто чёрная кошка между ними пробежала.

По представлению Покрышкина Речкалова снимают с должности, затем снова назначают и, наконец, окончательно снимают и назначают инспектором по технике пилотирования дивизии. Мотивировано всё это тем, что из-за грубого нарушения приказа произошла трагедия и погибли люди. Покрышкин в своих представлениях описывает Речкалова как умелого, опытного лётчика-истребителя, но при этом увлекающегося и могущего при появившейся возможности увеличить свой личный счёт побед, погнаться за каким-либо немцем, бросив товарищей на поле боя. Покрышкин поставил в вину Речкалову гибель одного из лучших лётчиков дивизии — Героя Советского Союза капитана Клубова, который разбился при приземлении после тренировочного испытательного полёта на Ла-7. Именно после этого Речкалова и перевели на должность инспектора по технике пилотирования, фактически отлучив от неба.

Реклама

Некоторые исследователи полагают, что такая метаморфоза произошла после того, как Речкалов, став командиром полка, получил возможность познакомиться с лётными документами ветеранов полка. Что же такое могло быть в этих документах, что так изменило отношение между двумя ведущими лётчиками?

Предыстория такова. К 27 июля, когда Речкалов был тяжело ранен в ногу, после чего более восьми месяцев находился на лечении и послеоперационной реабилитации, на его личном счету числилось три сбитых самолёта противника. Когда же он вернулся в часть, ему объяснили, что лицевой счёт обнулен у всех лётчиков и надо всё начинать по-новой. Произошло это вследствие того, что штаб полка попал в окружение и все документы были уничтожены, чтобы не попасть к врагу. Тогда в 1942 году всё это не имело никакого значения, победы добывались в бою. Однако из личных дел лётного состава следовало, что у всех остальных пилотов самолёты, сбитые до окружения штаба полка, числятся на их лицевых счетах.

Реклама

Вот как обосновал этот факт главный биограф Покрышкина О. Левченко: «Судя по всему, количество боевых вылетов у лётчиков 55-го ИАП после потери документов было восстановлено и внесено в новые лётные книжки по памяти (или путём прикидочных математических расчётов)… К тому же количество боевых вылетов никаких особых отличий в то время лётчикам-истребителям не давало, поэтому и имелась возможность восстановить их, как говорится, на глазок».

Восстановили всем, кроме Речкалова. Возможно, причиной стало его долгое отсутствие, а возможно, и то, что каким-то чудесным образом на лицевом счету Покрышкина возникли самолёты, один в один совпадающие со сбитыми в 1941 году Речкаловым — и по датам, и по моделям. Наверное, Речкалов обратился к своему непосредственному начальнику, которым был Покрышкин, с просьбой объяснить или разобраться, в общем, принять какие-нибудь меры к восстановлению справедливости. Вот тут и начал использоваться административный ресурс.

Реклама

Дальше — больше. Уже после войны Речкалов, используя архивные материалы ЦАМО, не просто предположил, что сбитые им немцы оказались на счету Покрышкина, а документально это доказал. Что после этого произошло? Да его просто-напросто перестали пускать в архив, вот и всё.

Что же давали нашему лётчику сбитые самолёты врага? Приказом Ставки Верховного Главнокомандования за № 0299 от 19 августа 1941 года устанавливалась денежная награда лётчикам-истребителям в размере 1000 рублей за каждый сбитый самолёт противника. За три сбитых самолёта лётчик представлялся к правительственной награде, за следующие три — ещё к одной, за десять сбитых самолетов — к званию Героя Советского Союза. Вторая Золотая Звезда вручалась за 30 одержанных воздушных побед, третья — за 50. Предусматривалось поощрение за боевые вылеты на штурмовку и разведку, а также за уничтожение вражеских железнодорожных эшелонов, танков, живой силы.

Реклама

Таким образом, каждый сбитый самолёт противника имел вполне значимый вес и не только в глазах самого лётчика. Григорий Андреевич Речкалов за свой ратный труд и подвиги, совершённые при этом, дважды стал Героем Советского Союза, был награждён орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды (дважды).

В 1949 году на родине Героя был установлен его бюст, на открытии которого он сам присутствовал. Как же сложилась его судьба после войны?

В 1951 году он окончил Военно-Воздушную академию и командовал 144-й истребительной авиационной Хинганской дивизией на Сахалине. В 1959 году генерал-майора Г. Речкалова уволили в запас. Было ему в то время всего 39 лет. После завершения воинской службы Григорий Андреевич переехал в Москву, поступил на факультет журналистики МГУ, после чего написал ряд книг, посвящённых военной авиации: «В гостях у молодости» (1968), «Дымное небо войны» (1968), «В небе Молдавии» (1979).

Реклама

Следует отметить, что, по уверениям родных Речкалова, он до конца жизни своё мнение о том, что сбитые им три самолёта противника в 1941 году приписаны Покрышкину, не изменил.

Скончался Григорий Андреевич Речкалов в 1990 году. Похоронить себя он завещал рядом с матерью на кладбище посёлка Бобровский Сысертского городского округа. Вот так и получилось, что один из самых знаменитых советских лётчиков-истребителей покоится на поселковом кладбище рядом с дорогой.

Складывается впечатление, что были приложены все силы, чтобы о Речкалове забыли. Дело дошло до того, что открытый силами участников Великой Отечественной войны в Зайково в 1972 году в здании бывшей школы, в которой учился и сам Речкалов, Народный музей ликвидировали. При этом причину нашли весьма «уважительную» — здание понадобилось сельской милиции. Наконец, после вмешательства Генерального консульства США в Екатеринбурге, справедливость была восстановлена. В 2008 году музей вновь открылся.

Спросите, при чём здесь американцы? Дело в том, что в США почитают Григория Речкалова как самого выдающегося аса Второй мировой войны. Ни один лётчик в мире не одержал столько воздушных побед, летая на американских самолётах, как Речкалов.

Вот так и получилось, что второй по числу сбитых немецких самолётов советский ас оказался незаслуженно забытым в собственной стране…

Реклама