Перейти к предыдущей части статьи
Историй про лётчиков, подобно Кузнечику по разным причинам не допущенных к боевым вылетам, которые при появлении над своим аэродромом фашистских самолётов прыгали в первый попавшийся истребитель и сбивали врага, было немало. Также далеко не в единственной эскадрилье из лётного и технического состава создавался любительский музыкальный коллектив, с успехом выступавший не только перед своими товарищами, но даже в нелётную погоду дававший настоящие концерты разнообразнейшим гостям, посещавшим расположение части. А вот комэск с позывным «Маэстро» был только один — Гвардии капитан, Герой Советского Союза В. Попков.
В 1969 году генерал-лейтенант Попков был приглашён на празднование 30-летнего юбилея своего родного полка, с которым он прошёл всю Великую Отечественную. Полк входил в состав Южной группы войск Варшавского договора в Венгрии и располагался в районе озера Балатон. Среди артистов, приехавших на юбилейный концерт, оказался Леонид Быков, напомнивший Попкову об их первой встрече на Украине в 1944 году.
Тогда Быкова, выступавшего в детском ансамбле перед лётчиками, освобождавшими родную страну, так заворожили услышанные там рассказы, что он загорелся мечтой о небе. Леонид дважды пытался поступить в лётное училище, но каждый раз медики зажигали перед ним красный. Пришлось расстаться с заветной мечтой, но появилась другая: снять фильм о «поющей эскадрилье», с которой он случайно познакомился в детстве. Поэтому, как только появилась возможность через 25 лет после окончания боев встретиться с ветеранами, он решил выжать из этой встречи максимум.
После рассказов Попкова и других «стариков» на свет появился сценарий фильма. Единственным отличием от реальных событий первого боя Кузнечика оказалось воинское звание молодого лётчика. Ну, никак не хотел Быков видеть своего героя в сержантской форме, он считал, что это обязательно должен быть офицер, а уж у закончившего авиационное училище «на отлично» погоны на плечах должны быть лейтенантскими. Вот таким мы и увидели лейтенанта Александрова по прозвищу Кузнечик. Что касается Маэстро — капитана Титаренко, то при первой, пусть совершенно случайной, встрече будущего автора фильма и прототипа главного героя Попков уже был и Гвардии капитаном, и Героем Советского Союза.
Через несколько лет состоялся просмотр фильма «В бой идут одни «старики». Попков вспоминал, что картина его буквально потрясла и вернула в те далекие военные годы, настолько всё достоверно было снято. Он посчитал фильм лучшим о военных лётчиках. Понравился фильм и остальным зрителям, за исключением министра культуры Украины, который должен был принять окончательное решение о выходе ленты на широкий экран.
Мнение чиновника оказалось резко отрицательным, и он применил к картине своё право «вето». Он посчитал, что в фильме о военных лётчиках должны быть только воздушные бои, а в нём только и делают, что поют, танцуют и влюбляются. И хотя на вопрос Попкова: «А Вы были на войне?», последовал отрицательный ответ, министр посчитал, что так Родину не защищают.
Только после вмешательства Главкома ВВС и заместителя министра Обороны СССР, дважды Героя Советского Союза лётчика-истребителя Павла Степановича Кутахова, который на специально организованном для него просмотре задал прямой недвусмысленный вопрос: «Ну и какой же дурак не выпускает этот фильм?», судьба кинокартины была решена. С тех пор фильм стал одним из самых любимых в нашей стране у зрителей различных возрастов.
В 2004 году в прокате появился документальный фильм режиссёра Анны Деникиной «Его позывной — Маэстро». Нетрудно догадаться, что героем фильма является Виталий Иванович Попков.
В 2005 году по телевидению началась демонстрация сериала «Александровский сад». Так вот, прототипом одного из персонажей картины — Алексея Казарина, друга сына вождя Василия Сталина, также был Виталий Попков. При этом прототипом шофёра гаража ВЦИК, который находился в Манеже, Казарина-старшего, был Иван Попков, отец Виталия Ивановича. Так что Попков стал прототипом трёх персонажей нашего кино.
Я думаю, что у многих, интересующихся историей военной истребительной авиации, могут возникнуть некоторые вопросы. Например, такой. Как получилось, что столько
Было чётко прописано, за сколько сбитых самолётов к каким медалям и орденам представляется победитель воздушного боя, сколько надо одержать побед для получения Золотой медали Героя Советского Союза. В качестве поощрения ещё были предусмотрены и денежные премии, и кратковременные отпуска домой, к родным и близким. Поэтому опытные, бывалые «старики» использовали свой приём поощрения. Поскольку с земли не видно, кто в групповой круговерти сбил врага, «старики» нередко «дарили» победы другим менее удачливым лётчикам. Попков не отрицал, что тоже пользовался таким приёмом.
Есть и другой вопрос. Как правило, в воздушном бою принимает участие по несколько самолётов с каждой противной стороны. Почему же у каждого аса в послужном списке числятся в основном личные победы, а групповые исчисляются единицами? При рассмотрении критериев поощрения лётчиков за победы над врагом находится чёткое и логичное объяснение и этому феномену.
Разница между личной победой и одержанной в группе отличалась почти на порядок, то есть победа в группе была как бы и не победой вовсе. Естественно, что лётчики после окончания полёта решали между собой, кому засчитать победу в спорном случае. Чаще всего для определения победителя использовали старинный способ: бросали монету, и «орёл — решка» решали судьбу поощрения. При этом монетки бросали по очереди. Вроде бы всё справедливо. Но среди
Уже после войны американцы в книге «Асы Второй мировой войны» насчитали у Попкова 168 сбитых самолётов, англичане в книге «Асы Сталина» дали ему 58 личных побед и 18 в группе, но это был их счёт. В официальных документах остались цифры: 41 сбитый фашистский самолёт в личных боях и 13 в группе. Сам же Виталий Иванович посчитал несколько по-другому: 47 самолётов лично, 9 в группе, да ещё 4 американца во время войны в Корее. Итого — ровно 60. Давайте и мы остановимся на этой цифре.