Перейти ко второй части статьи
Съёмки картины «
По легенде о жизни актрисы, в первый же день она опоздала на 2 часа (её агент перепутал время), и когда взбешенный Кларк Гейбл сделал ей едкое замечание насчет опоздания, она ответила: «Я сама бы послала эту Вивьен куда подальше». Инцидент был исчерпан, и хоть после этого у Гейбла и Ли неоднократно возникали споры, они очень подружились. (Вивьен даже была дружна с женой Гейбла — актрисой Кэрол Ломбард. В 1940 году, узнав, что Вивьен придётся репетировать балетный номер для фильма «Мост Ватерлоо», Гейбл — ненавистник танцев, послал ей записку с соболезнованиями.)
После сообщения в газетах о том, что поиски завершены и роль Скарлетт О’Хара получила малоизвестная британская
Съёмки фильма шли очень тяжело и нервно. Вивьен раздражало, что её партнёры по фильму — Кларк Гейбл и Лесли Говард — уходили с площадки в 6 часов вечера, в то время как она приходила первой и уходила последней. По воспоминаниям актёров, Вивьен никогда не уставала. Она была невероятно энергичной и постоянно просила, чтобы сняли как можно больше эпизодов за день. Объяснялось это не только тем, что Вивьен была помешана на работе, но и ещё её желанием как можно скорее вернуться к своему Ларри, который к тому времени уже уехал обратно в
О поведении Ли того периода было сказано немало противоречивой информации. Одни утверждали, что с Вивьен легко работалось, другие — что из-за её проявляющегося все сильнее
Вскоре у Кларка Гейбла произошёл серьёзный конфликт с Кьюкором и Селзник заменил его на Виктора Флеминга. Флеминг был известен своим крайне сложным характером. Сценарий под его влиянием переписывался прямо во время съёмок, и с каждым разом Скарлетт превращалась в настоящего монстра. Стоило Вивьен об этом заявить Флемингу, как он грубо послал её куда подальше.
Оливия де Хэвилленд, исполнявшая роль Мелани, рассказывала, как она и Вивьен тайком встречались с Джорджем Кьюкором и обсуждали свои роли. К тому же, Вивьен раздражало, что Флеминг отмечал не её актёрские данные, а только красивую внешность. Её выводило из себя слишком пристальное внимание Флеминга к нарядам Скарлетт, в ущерб характеру и поступкам.
Жалобы актёров на Флеминга настолько участились, что Селзник его, наконец, уволил и нанял Сэма Вуда, доснявшего фильм до конца. Что интересно, в конечные титры фильма попало лишь имя Виктора Флеминга. К 27 июня съёмки были завершены. Согласно правилам контракта, Вивьен должна была оставаться в Америке вплоть до премьеры фильма, назначенной на сентябрь.
Стоит ли говорить, что «Унесённые ветром» имели оглушительный успех, несмотря даже на то, что за пару недель до выхода на экраны было объявлено о начале Второй мировой войны. Этот фильм побил все кассовые рекорды и получил 8 премий «Оскар», а Вивьен победила в номинации «Лучшая женская роль». Даже Маргарет Митчелл была вынуждена признать, что фильм получился превосходным. Игрой Вивьен она была также довольна, заявив, что актриса сыграла Скарлетт именно такой, какой Митчелл её и видела, работая над романом.
Селзник, воодушевлённый успехом, рассчитывал на то, что Вивьен и дальше будет играть подобные характерные роли — Джейн Эйр или Ребекку. Вивьен и сама хотела попасть в актёрский состав «Ребекки», ведь главную роль должен был исполнить Лоуренс. Она ходила на пробы, но Хичкок не утвердил её, мотивируя отказ тем, что в её игре «слишком много от Скарлетт».
Вскоре успех «Ребекки» укрепил положение Лоуренса Оливье в американском кинематографе, и он убедил Вивьен поставить вместе спектакль «Ромео и Джульетта» на Бродвее. Вивьен восприняла эта предложение с восторгом. Пара вложила в постановку свои гонорары от «Унесённых ветром» и «Ребекки». «Ромео и Джульетта» очень много значили для Вивьен. О ходе работы над спектаклем и его значимости она постоянно писала мужу (теперь уже бывшему — в начале 1940 года он согласился подать на развод) Герберту Холману. Ему же она сообщила и о тайной церемонии бракосочетания с Лоуренсом, произошедшей в августе того же года в Санта-Барбаре.
Личное счастье Лоуренса и Вивьен было омрачено провалом спектакля «Ромео и Джульетта». Критики разнесли в пух и прах постановку, назвав игру актёров бездарной, а постановку излишне пафосной. Вивьен, согласно их мнению, была слишком визгливой, а Лоуренс извратил образ Ромео. Провал больно ударил не только по самолюбию, но и по кошельку.
В связи с тяжёлым финансовым положением, супруги были вынуждены сняться в проходной драме Бэзила Дина (он снимал Вивьен в комедии 1935 года «Посмотри и засмейся») «21 день» по повести Джона Голсуорси «Первые и последние». Лоуренс сыграл неудачливого Кита Дюрранта, случайно убившего бывшего мужа своей подруги Ванды в исполнении Вивьен. Фильм был прохладно встречен и в Великобритании, и в Америке.
Положение стало налаживаться, когда Лоуренса и Вивьен пригласили в фильмы «Гордость и предубеждение» Роберта Леонарда и «Мост Ватерлоо» Марвина ле Роя. К сожалению, в отличие от Лоуренса, пробы в «Гордость» Вивьен провалила. Режиссёр назвал её игру незрелой, а манеры в духе Скарлетт неуместными. Неожиданно, за пару дней до начала съёмок «Моста Ватерлоо», Лоуренса заменили на Роберта Тейлора, что привело в бешенство Вивьен.
Актриса сдержанно общалась со съёмочной командой в перерывах и постоянно сетовала в письмах к Герберту Холману, насколько несправедливо поступили с Ларри, ведь роль была написана специально для него.
Она снималась в «Мосте» только из-за гонорара, поэтому сценарий фильма считала банальным, скучным и сентиментальным. Тем не менее этот фильм о любви офицера и балерины в годы Первой мировой войны стал одним из лучших в карьере великой актрисы, утвердив её в статусе настоящей кинозвезды. И как бы ни желала Вивьен Ли сниматься с мужем в каждом своём фильме, его типаж и манера исполнения для этой ленты не подходили.