Чезаре Ломброзо - гений или злодей? К 180-летию со дня рождения учёного

Реклама

Шестого ноября 1835 года в «ромео-джульеттовском» городе Верона на свет появился ребёнок, ставший впоследствии, пожалуй, самым неординарным и неоднозначным учёным. Он своим «ломброзианством», взбудоражил всё мировое сообщество.

Вначале любознательный юноша увлекался литературой и лингвистикой. Но судьба перенаправила его пытливый ум в область психиатрии. И именно на этом сложном (и скользком) поприще Ломброзо и снискал всемирную известность.

За революционную деятельность восемнадцатилетний Чезаре угодил в тюрьму. Кратковременное пребывание в тесной среде уголовников наложило на впечатлительного молодого человека неизгладимый отпечаток.

После выхода на свободу Ломброзо свою кипучую энергию сосредоточил на изучении антропологии. И уже к 27 годам стал профессором. Возглавляя несколько лет психиатрическую больницу, а также посещая тюрьмы, Ломброзо собрал обширнейший материал для своего нового научного направления.

Реклама

«Антропологическая школа уголовного права — одно из направлений в науке уголовного права. Основоположник — итальянский врач-психиатр Чезаре Ломброзо. Главный тезис А.ш.у.п. заключается в том, что преступность — явление не социальное, а сугубо биологическое, в силу чего преступника необходимо изучать с антропологической точки зрения. По мнению сторонников А.ш.у.п., преступник — это особый биологический тип с характерными чертами внешности; некоторые люди рождаются преступниками и не могут быть исправлены. Отрицая основные принципы классической школы уголовного права, А.ш.у.п. предлагала заменить уголовные суды административно-медицинскими органами, призванными определять наличие у того или иного субъекта черт преступного человека и решать вопрос о мерах безопасности, которые должны быть к нему применены»

Реклама
. Это цитата из Большого юридического словаря.

Самый главный труд итальянского учёного — книга «Человек преступный». Ломброзо на полном серьёзе уверял, что открыл тип «прирождённого преступника», которого легко обнаружить по определённым физическим признакам. Если бы, действительно, было «легко» найти преступника по таким характеристикам, то о преступности человечество знало бы только по книгам Ломброзо.

В начале своих разработок Ломброзо довольно жёстко относился к преступникам (отголосок тюремного заключения и борьбы с бандитами в 1859−60 гг.). Он предлагал таких людей отправлять на эшафот или ссылать на необитаемый остров. Что удивительно, но подобные суровые меры учёный хотел применять не к явным преступникам, а лишь на основе своих краниологических исследований. По сути дела, отменялась презумпция невиновности. Ломброзо следовал своей странной теории: преступниками не становятся, а рождаются.

Реклама

Для обсуждения нового научного направления собирались конгрессы, где учёные со всего мира с жаром полемизировали о методе Ломброзо. И если на первом конгрессе большинство с интересом выслушивали оригинальные идеи, предложенные итальянским учёным, то на последующих съездах участники уже отошли от эйфории (как же: покончено с преступностью — думали многие) и Ломброзо и его последователям доставалось «и в хвост, и в гриву».

С общечеловеческих позиций критики были правы. Но с научной точки зрения они поступали по принципу: мы сами опыты не проводили, но осуждаем теорию Ломброзо. А ведь итальянский учёный добросовестно и скрупулёзно исследовал более 50 тысяч человек. В отличие от своих оппонентов, которые не провели и десятой доли обследований. К тому же Ломброзо от издания к изданию своих книг эволюционировал и уже не был так категоричен в своих суждениях.

Реклама

Ломброзо изобрёл гидросфигмометр — прообраз современного полиграфа (детектора лжи). Учёный до конца жизни был верен центральному ядру своей теории, что всё можно измерить приборами. Но всё же пока результаты полиграфа и методы Ломброзо не имеют юридической силы во многих странах мира (и это правильно). Человек — слишком сложное существо, чтобы его можно было уложить в какое-нибудь узкое научное прокрустово ложе.

Умер Чезаре Ломброзо 19 октября 1909 года в Турине, в городе, где он долгое время жил и работал в местном университете профессором психиатрии и уголовной антропологии.

Теория Ломброзо провалилась? Кто знает, может быть, лет через сто какой-нибудь дотошный учёный откопает в пыльных архивах труды незаурядного учёного, который заурядными средствами пытался всё измерить. И загорится одержимым желанием избавить человечество от преступности, и, вооружившись компьютерно-лазерным краниографом, начнёт изучать головы своих соплеменников…

Реклама