Курортный роман Пушкина: был или не был? Донжуанский список

Реклама
Мастер

Многолюбивое сердце Пушкина всегда было открыто для новой любви. Его озорной характер и самоирония стали поводом для составления им своего донжуанского списка, который позже превратился в предмет пристального изучения. Донжуанский список Пушкина (возможно, шутка поэта!) стал своеобразным ключом для разгадывания его чувств в разные периоды жизни, предметом серьезных споров литературоведов и биографов.

В 1820 году Пушкин выехал из Петербурга на воды в Крым. Его душевное состояние было унылым и утомленным, ведь в Петербурге он вел разгульную жизнь и общество Петербурга то и дело распространяло нелепые слухи о нем.

На Кавказе (в Пятигорске) Пушкин встретился с семейством Раевских, которое состояло из четырех дочерей и двух сыновей, самого генерала и его жены. Позднее Мария Николаевна Волконская (в девичестве Раевская) так охарактеризует в своем дневнике поведение Пушкина в этот период: «Как поэт, он считал долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, с которыми он встречался… В сущности он обожал только свою музу и поэтизировал все, что видел».

Реклама

Мария была пятнадцатилетней дочерью генерала и в тот момент выглядела как смуглый и некрасивый подросток, но, несмотря на это, Пушкин обратил на нее внимание и запечатлел в своих стихах ее влекущий образ:

Как я завидовал волнам,
Бегущим бурною чредою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!

Отдельные исследователи оспаривают тот факт, что Пушкин был страстно влюблен в девушку-подростка, однако другие почти уверены, что именно образ Марии Раевской проходит через многие произведения Пушкина (в том числе в поэме «Бахчисарайский фонтан» и «Евгений Онегин»).

Пока исследователи спорят, обратимся к фактам биографии поэта и его донжуанским спискам.

Реклама

В первом из них значится еще одно имя — Екатерина III. Есть все основания полагать, что речь здесь идет о Екатерине Раевской, старшей дочери генерала. С ней Пушкин познакомился в Гурзуфе. Увлечение это было скорее мимолетным, так как никаких свидетельств, кроме пушкинского списка, оно не имеет. Через год после знакомства с поэтом, Екатерина выходит замуж за генерала М. Ф. Орлова, который часто приглашал Пушкина в свой дом погостить.

Однако и эта несерьезная влюбленность отложила отпечаток на творчество Пушкина. Характеризуя Екатерину Николаевну, он будет сравнивать ее с героиней одной из своих поэм Мариной Мнишек. Она была такая же гордая, властолюбивая, хитрая и резкая, как и польская княжна. Как отмечает один из исследователей, в семейном альбоме Раевских она была изображена в карикатуре — с пучком розг в руках, а на коленях перед ней стоял муж-генерал. Карикатура имела шуточный характер, но точно подмечала особенности взаимоотношений Екатерины с мужем.

Реклама

Еще одна сестра Раевская — Елена — по описаниям современников была самой красивой из сестер. В пору знакомства с поэтом ей исполнилось 16 лет. Елена часто бывала больна и поэтому пользовалась повышенным вниманием родителей. Образ Елены Ревской Пушкин запечатлел в стихотворении:

Увы, зачем она блистает
Минутной, нежною красой…

В элегии «Желание» Пушкин намекает, что он «любил, Изгнанник неизвестный». А вот кого именно из сестер Раевских действительно любил глубоко и серьезно, по-прежнему остается тайной для его биографов, которые выдвигают разные версии. В Донжуанском списке Пушкин указывает на Екатерину, но современные литературоведы выдвигают и еще одну версию: поэт был влюблен не в какую-то одну из сестер Раевских, а в каждую понемногу, в женскую половину семьи Раевских.

Любовь эта была не единственной, а напоминала курортный роман. Анализ поэмы «Бахчисарайский фонтан» приводит исследователей к мысли о том, что Мария и Зарема были списаны Пушкиным с сестер Раевских, проявивших со своей стороны соперничество и ревность к влюбленному поэту.

Реклама