Генрих Саулович Альтшуллер - да Винчи 20-го века?

Реклама
Профессионал

Конец июля 1950-го. Офицер МГБ перекатил беломорину с одного края губ на другой. Шелестнул грубым плотным листом корочки папки «Дело №». Вынул потухшую папиросу, бросил ее в жестяную баночку из-под конфет.

Памятная доска в Петрозаводске. Скульптор: С. Е. Черепанов

В комнате стояла невыносимая жара. В окно, нудно жужжа, билась жирная муха.

Реклама

Офицер встал, не спеша подошел к окну.

— Не виноват, говоришь?

Жужжание прекратилось. Скрипнул табурет. Кончик пера утонул в чернильнице.

— А невиноватых мы…

Перо со скрипом вывело на папке: «на 25 лет…»

Генрих Саулович Альтшуллер, будущий основатель ТРИЗ — Теории Решения Изобретательских Задач, прикидывал в уме: «25+25… ничего-ничего… еще поживем и на свободе…»

Но судьба смилостивилась. В октябре 1954-го за его спиной прощально скрипнули ворота неволи. И жизнь набирала новые обороты. Тогда, казалось, еще недавно, в сыром октябре пятидесятых сделал вдох, а выдох — …в 1998-м… Жизнь на одном дыхании. Кому еще так повезет?

После статьи в 1956 г. «О психологии изобретательского творчества» (в соавторстве с Шапиро Р.Б.), где он впервые опубликовал АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), Генриху посыпались письма: «Вы не понимаете, каким замечательным делом занимаетесь! Я полгода бился над усовершенствованием агрегата, а благодаря Вашему АРИЗ…».

Реклама

Гениальное в простом. Идея, основанная на том, что технические системы имеют законы развития — проста. Казалось, чего тут непонятного: технические системы, в каком-то смысле, как и живые организмы, рождаются, живут и развиваются, умирают. Но на основании этой простой вещи — теории развития технических систем — возникла уникальная, по сути, фантастическая возможность: прогнозировать будущее технических систем. Можно спрогнозировать, что ожидает в будущем автомобили, самолеты и даже компьютеры.

На основании теории развития технических систем совершенствовался и АРИЗ — почти полвека Генрих Саулович ревностно следил за развитием своего детища, постоянно улучшал и совершенствовал.

Реклама

Когда-то талант изобретательства считался таким же Божьим даром, как и талант творить стихи, писать картины. Альтшуллер решил по-другому: если с вдохновения убрать творческие муки — что останется? АРИЗ! Да-да! АРИЗ отсеивает ненужные муки, так как заранее отфильтровывает тупиковые ветви идеи. Алгоритм четко, шаг за шагом, «взяв за руку» изобретателя, ведет к идеальному решению изобретательской задачи. К одному уникальному принципу, на основании которого и свершится творческое чудо.

Обескураженные изобретатели говорили: «Ну, с изобретательством понятно — это все же техника. Можно еще как-то согласиться о возможности алгоритма делать изобретения. Но вот литература — это же лирика! Здесь АРИЗ не „покатит“!»

Реклама

Не покатит? Еще как покатит! И Генрих Саулович создает приемы написания фантастических романов. Более того — пишет и публикуется! Под псевдонимом «Генрих Альтов» в 1958 г. выходит его дебютный рассказ «Дедал». А в 1961 году выходит сборник рассказов «Легенды о звездных капитанах».

Но идея ТРИЗ росла, ее уже было невозможно носить только в себе. И вот в 1958 году в Министерстве строительства Азербайджана Альтшуллер проводит свой первый семинар по ТРИЗ, на котором впервые и сформулировал понятие ИКР — идеальный конечный результат. Семинар среди «технарей» вызвал настоящий фурор. И началась гастрольная жизнь: один город, другой, одна область, другая, одна республика, другая — по всему огромному СССР.

Реклама

В 1970 году в Баку создается Школа молодого изобретателя, которая в 1971 году переросла в АзОИИТ (Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества) — первый в мире центр обучения ТРИЗ.

С 1970 года Генрих Саулович начинает заниматься со школьниками, окончательно разбив миф о богоизбранности изобретателей. После прохождения занятий по ТРИЗ обычные дети выдают такие сильные решения изобретательских задач, что, глядя на их авторские заявки, эксперты завистливо вздыхали.

Рождается новое поколение изобретателей, последователей ТРИЗ. Молодые и пытливые умы пытаются расширить «сферу влияния ТРИЗ» — ее законами начинают пользоваться уже и экономисты, и журналисты, и писатели, и даже психологи.

Реклама

Казалось бы, ТРИЗ ожидает светлое будущее.

Но не все так просто в нашем мире. Пришли девяностые.

— Изобретатель? Не модно. Кооператор!

— Творить? Не выгодно. Торговать!

— Будущее? А зачем мне оно… мне сейчас нужно…

С девяностых годов наблюдаю странную картину: у нас, в России, ТРИЗ словно позабыли, а на Западе, маскируя европоидными сленгами, ее вовсю применяют.

В 1998 году Генриха Сауловича Альтшуллера не стало. Что он оставил после себя? Будущее. Наше с вами будущее, о котором мы с упоением читали в фантастических книжках прошлого века.

Передо мной две книги: фантастический боевик новомодного автора и научно-фантастический роман. С замиранием сердца, с острой ностальгией, я тянусь к научной фантастике. Я выбираю будущее!

Реклама