Сегодняшний юбиляр — основоположник испанской национальной школы Исаак Альбенис. Это вовсе не означает, что до 19 века в Испании не было музыки. Была, и еще какая. Потрясающий фольклор, который жив и поныне, была своя церковная и светская музыка. Развивался свой вид музыкального театра — сарсуэла.
Эпоха романтизма и 19 век в частности — время становления различных национальных школ. Подобное происходит тогда, когда музыка перестает быть региональной. В случае с Альбенисом это называлось «говорить по-испански с универсальным акцентом», но то же самое происходило во всей Европе, в разных ее уголках.
В Испании одновременно появились новые имена, испанская «тройка»: Альбенис, Гранадос, Мануэль де Фалья. С этими именами испанская музыка получила мировое признание. Альбенис — самый старший из этой плеяды новой испанской музыки. Возникло целое направление нового испанского Возрождения — Ренасимьенто. Через некоторое время появится второе поколение Ренасимьенто — Турина, Хоакин Родриго с его знаменитым «Аранхуэсским концертом», и испанская музыка становится полновесной частью всей европейской культуры.
Огромную роль в этом сыграл Исаак Альбенис (29 мая 1860 — 18 мая 1909 года). Он прожил бурную и яркую жизнь. Частично это объясняется тем, что семья смогла понять, что перед ними — «чудо-ребенок», при этом получилось и дать ему прекрасное европейское образование, и дать возможность выступать.
Итак, Альбенис был обыкновенным вундеркиндом (если по отношению к вундеркинду употребимо слово «обычный»). В 4 года он уже выступает, в 10 лет у него гастроли в Европе и Латинской Америке. Такая пестрая смена стран и городов — еще и прекрасная возможность получить самые разнообразные впечатления.
Он «научился читать, видя свое имя, напечатанное большими буквами на афишах своих концертов», но затем «читал и писал по-испански, английски, французски, итальянски и довольно хорошо по-немецки» (из воспоминаний дочери Альбениса).
Часто приходится читать о том, что мальчик сам устраивал себе гастроли: то есть сам садился в поезд или на пароход и отправлялся в странствия. Кто знает, как там было дело, сбегал ли он действительно из дома. Но невозможно себе представить, чтобы ребенок мог сесть на корабль, отправиться в Америку, затем в Лондон и везде давать концерты. Думается, что это все же популярный миф, а о гастролях договаривался отец, который его и сопровождал в тех поездках.
Факт в том, что талантливого ребенка заметили. Секретарь короля Альфонсо XII, меломан и меценат (автор книги «Гитарные мастера XVI века») граф Морфи выделил Альбенису деньги для дальнейшего обучения. Альбенис с блеском закончил консерваторию в Брюсселе и, наконец, исполнил свою мечту — встретился с Ференцем Листом: «Кажется, я ему очень понравился, особенно, когда сымпровизировал танец на данную им мне венгерскую тему. Он расспрашивал меня подробно об Испании, о моих родителях, о моем отношении к религии и, наконец, о музыке вообще».
В 1883 году Альбенис женился и покончил с богемной жизнью. Гастроли по Европе продолжились, конечно, но это были гастроли уже зрелого пианиста и композитора. Вскоре он окончательно поселился в Париже.
Судьба была щедрой к Альбенису: дала ему и большой талант, и признание — общемировое и на родине. Но вот со здоровьем она не расщедрилась: всю жизнь Альбенис страдал хроническими заболеванием почек. От этой болезни он и умер во Франции в 49 лет.
Основная часть наследия Альбениса — пьесы для фортепиано. Он никогда не писал для гитары. Но исполняют его сейчас в основном на гитаре, то есть переложили вообще всё. Так что теперь музыка Альбениса — еще и очень популярный гитарный репертуар.
Испанская тематика пронизывает все творчество: это и танцы (более всего — фламенко), и впечатления от облика различных городов и областей, но все это настолько испанское, насколько это вообще может быть. И это при том, что он не заимствовал свои темы из известного ему фольклора, ничего не цитировал, сочиняя свое собственное (в пьесе «Малага» звучит танец малагенья; в «Севилье» — севильяна).
А вот что же такое испанский фольклор, который узнаваем с первого звука, рассказать в рамках этой статьи невозможно (да и вообще в рамках статьи). Тем более что говорить о единой фольклорной традиции большой страны можно только условно. Музыка Альбениса ближе всего по духу к музыке Андалусии с ее огромным арабским и цыганским влиянием.
Самыми знаменитыми работами Альбениса являются циклы «Иберия», «Испания», «Испанская сюита». Слушать можно любую пьесу — «Кадис», «Севилья», «Каталония», «Танго». Послушайте «Кордову», написанную «под впечатлением» знаменитой Кордовской соборной мечети — с ее древним колокольным звоном и мавританскими ритмами. И обязательно послушайте завораживающую «Астуриас» (Легенду) — пожалуй, самое известное произведение Альбениса.
Дети и внуки испанского композитора не стали профессиональными музыкантами, но многие из них посчитали нужным взять в качестве второй фамилию своего знаменитого родственника (например, футболист мадридского «Реала», позже дипломат — Альфонсо Альбенис Хордана). Эту традицию не нарушила и бывшая первая леди Франции — Сесилия Саркози (вторая жена президента Саркози), которая тоже присоединила фамилию прадеда (Сиганер-Альбенис).