«Я был рожден британцем, в моих жилах течет шотландская кровь. В религиозном отношении я был пресвитерианцем, а эта религия далека от православия… Возможно, что тот факт, что я принял православие, необычайно важен, как и то, что моя музыка вдохновлена православием. С его помощью я могу трогать сердца англичан способом, о котором они не помышляли и с которым никогда не соприкасались».
Сегодня я хочу рассказать о довольно необычном музыканте. Он знаменит, он лауреат премии Грэмми (высшей музыкальной награды), а также премии Ivor Novello Awards (британская награда). Он написал множество произведений в классических жанрах, он же является автором киномузыки, причем к серьезным, не развлекательным фильмам («Битва на небесах», «Паломничество», «Дитя человеческое»).
Его музыка исполнялась на похоронах принцессы Дианы, сам он возведен в рыцарское достоинство. Причем рыцарем британской короны он стал уже будучи православным человеком. Но сначала нужно рассказать о его предке и почти тезке.
500 лет назад жил один из крупнейших английских композиторов и органистов эпохи Ренессанса —
Писать об истории английской музыки всегда немного затруднительно: в ее развитии есть некоторые особенности, возможно, связанные с особенностями англиканской церкви (но тема эта тонкая, подождем серьезных исследований). В Британии всегда была и сохранилась народная музыкальная традиция во всем ее историческом и региональном разнообразии. Была своя великая эпоха Возрождения. А потом — некий перерыв, пробел. Во время этой паузы британская корона приглашала музыкантов со стороны, «с материка». Так в Англию переехали Гендель и сын
Итак, один Джон Тавернер относится к великой английской музыке эпохи Возрождения, другой Джон Тавенер — к великой английской музыке 20 века. Связаны они, по словам последнего, и родственными узами.
Джон Тавенер родился в Лондоне 28 января 1944 года, в семье, которую можно назвать музыкальной (отец занимался строительным бизнесом, а по выходным играл в церкви на органе, деды тоже занимались тем же бизнесом и так же играли на органе, и прадеды). Изучал фортепиано, орган, композицию. Первый оглушительный успех пришел с сочинением оратории «Кит» (The Whale), на библейский сюжет об Ионе. Эта оратория, как и последующий «Кельтский реквием», и другие работы были записаны хорошим знакомым Тавенера — Джоном Ленноном (Apple Records). Так и получилось, что Beatles были первые, кто записал музыку Тавенера.
В 1977 году Тавенер принимает православие. Крестил его митрополит Сурожский Антоний. Это не случайный «зигзаг судьбы», а результат долгих духовных поисков и любовь к русской культуре, которую Тавенер пронес через всю свою жизнь. В этом же году он пишет музыку к рассказу Достоевского «Кроткая», через несколько лет — «Реквием» на стихи Ахматовой (причем на русский текст, а не перевод).
«С детства я ощущал метафизический, духовный смысл реальности. Но так и не присоединился ни к одной из западных разновидностей христианства. Однажды я зашел в одну из русских православных церквей в Лондоне и почувствовал себя там, как дома. Все было необычайно просто: я оказался в своем доме, и я остался в нем»
Во второй половине 20 века западные деятели культуры (или воспользуемся нелюбимым словом «интеллектуалы») активно искали вдохновение, новые смыслы, идеи и образы в культурных традициях других стран — прежде всего, Востока. В СССР это явление тоже присутствовало, просто возможностей было меньше. Так и Джон Тавенер обращался к традициям индийской и суфийской музыки. Но все же главным устремлением композитора была православная музыка.
Особенный интерес Тавенер испытывал к древним русским церковным распевам в основном — знаменному:
«Затем я испытал огромное влияние древнерусского духовного пения — знаменного распева. Его создатели не имели представления о западной полифонии. Но когда Иван Грозный оказался во время войны в пределах Польши, он услышал западную полифоническую музыку и, вернувшись домой, описал ее звучание. И тогда русские монахи, писавшие в те времена музыку, не имея представления о правилах западного контрапункта, создали свою собственную самобытную версию этой музыки. Им удалось создать удивительно проникновенную духовную музыку»
Тавенер поддерживал длительные отношения с православной монахиней Матерью Феклой (Теклой — Mother Thekla), родившейся в 1918 году в Кисловодске и прожившей почти 100-летнюю монашескую жизнь в Великобритании. Более того, как раз на похоронах принцессы Дианы звучало произведение Тавенера «Song for Athene» — слова к этой литургической музыке написала именно мать Фекла. Сейчас это считается одним из самых известных произведений Тавенера.
Собственно, Мать Фекла является «либреттистом» Тавенера ко многим его работам («Благодарственный акафист», «Воскрешение», опера «Мария Египетская»). А еще одна его знаменитая работа «Покрова Богородицы» («The Protecting Veil») тоже написана под влиянием монахини во время творческого кризиса. На премьере же этого произведения Тавенер встретил свою будущую жену. «Покрова» потрясли английскую публику и являются сейчас одним из самых исполняемых произведений в мире.
Джон Тавенер был не очень здоровым человеком, перенес за жизнь несколько операций. Сэр Джон Тавенер умер 12 ноября 2013 года. Прожил он вдвое больше, чем позволяла неизлечимая болезнь. Отпевали его в англиканской церкви, но по православному обряду. На похоронах были представители британского королевского дома. Он навсегда остался в истории музыки — и как классик, и как глубокий, ищущий, неординарный человек.
В статье использованы фотографии с сайта www.dailymail.co.uk.