Кто первым попытался добраться к Северному полюсу на воздушном шаре?

Реклама
Грандмастер

11 июля 1897 года, ровно 110 лет назад, начальник патентного бюро шведский инженер Соломон Август Андре вместе со своими товарищами Кнутом Френкелем и Нильсом Стриндбергом стартовал на воздушном шаре к Северному полюсу. У них было 36 почтовых голубей для связи да примерно столько же буев. Через четыре дня китобои подстрелили одного из голубей с сообщением от 13 июля, в 1898 и 1899 были выловлены два буя, сброшенные еще в первый день полета. Вот, собственно, и все, о чем узнали в первые годы об отважной экспедиции…

Соломон Андре родился 18 октября 1854 года в небольшом шведском городке Гренна в семье шведского инженера. Он был настоящим сыном своего времени и справедливо полагал, что будущее за наукой. От своих родителей Андре унаследовал крепкое здоровье, умение биться до конца в любой неблагоприятной ситуации, а неподражаемое чувство юмора позволяло этому парню встречать любые удары судьбы с легкой усмешкой.

Реклама

После окончания Стокгольмского Королевского технического института в Стокгольме, молодой физик отправился в США, и мир посмотреть, и себя показать. Там его и накрыл с головой «аэростатный» бум, в Америке середины 70-х годов им переболело достаточно много молодых людей.

Но Соломону США не очень-то понравились, его неудержимо тянуло на родину. Он вернулся в Стокгольм, но своего увлечения не оставил — время от времени развлекая нордически спокойных шведов полетами на воздушном шаре. Причем, что всегда отличало Соломона — это тщательная подготовка к каждому полету. Наобум лазаря он никогда с места не срывался: каждую из своих 9 успешных попыток он готовил весьма тщательно — изучал температуру и влажность воздуха на различных высотах, направление и силу ветра, характер осадков, их продолжительность в разное время суток

Реклама
и т. д.

Впрочем, путешествие на Северный полюс было отнюдь не конечной, а промежуточной станцией в планах Андре и его товарищей. Он намеревался сделать невозможное — махнуть через полюс прямиком в Америку. По самым скромным подсчетам такой полет мог бы занять всего неделю или что-то вроде того.

В те времена подобные экспедиции подготавливались годами. Достаточно вспомнить, что американец Роберт Пири, первым покоривший Северный полюс в 1909 году, потратил 23 года на подготовительные экспедиции, проведя 18 лет в полярных областях. Андре готовился меньше, но в 1882—1883 гг. молодой ученый отправился в Арктику на зимовку, в составе шведской экспедиции на Шпицбергене. Здесь он проводил наблюдения за атмосферным электричеством, тщательно фиксируя все, что могло пригодиться в дальнейшем.

Реклама

Но только спустя два года, в феврале 1895 года, Соломон объявил о том, что решил покорить Северный полюс. Это произошло уже после того, как Андре придумал нечто такое, что заставило ученых поверить в этот безумный на первый взгляд проект. В частности, особые паруса, с помощью которых предполагалось изменять направление полета вопреки движению ветра. То есть, не все отдавалось в руки провидения и разгула стихии — аппарат должен был стать управляемым…

Пара безумцев, готовых разделить его участь, тут же отыскались. Равно как и не меньший безумец, готовый щедро спонсировать предстоящий полет. Думаю, его имя вы угадаете с трех нот — Альфред Нобель. По правде говоря, изобретатель динамита «подписался» только тогда, когда проект Соломона Андре одобрил король Швеции Оскар. Но денежки давал именно Нобель.

Реклама

Оба других участника экспедиции, несмотря на молодость — инженеру Кнуту Ялмару Френкелю шел 28-й год, а физик Нильс Стриндберг был моложе на два года, считались опытными воздухоплавателями. Старт был назначен на 11 июля 1897 года.

Как говорят у нас: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Подготавливая воздушный шар к старту, механики очень сильно перетянули винты, соединяющие гондолу и канаты. Это было изобретение Андре, к сожалению, так до конца и не испытанное. А такая серьезная экспедиция не поле для экспериментов — уже во время старта винты разошлись, шар резко снизился, едва не свалившись в воду. И уже, по сути, в первые минуты полета пришлось сбросить полтонны балласта. А ведь он не был бы лишним! «Орел», так назвали свой воздушный шар Андре и его товарищи, фактически потерял управление…

Реклама

На следующий день, 12 июля полет проходил явно не так, как был задуман. Из-за утраченных канатов «Орел» раз за разом ныряет вниз, а гондола в это время бьется об острые торосы, мучая путешественников. Они не могут ни спать, ни есть.

Его пытаются заставить подняться, выбрасывая порой даже необходимый груз. Но все напрасно. И дальше условия полета мало изменяются — туман, удары гондолы о ледяную поверхность, невозможность даже на секунду провалиться в сон.

Три дня ада привели к тому, что Андре принимает решение прекратить полет. Но, как говорят бывалые альпинисты — на гору гораздо легче взобраться, нежели спуститься. Путешественники оказываются в ледяном безмолвии в районе северной оконечности Шпицбергена. До ближайшей земли — 300 км.

Реклама

Но об этом люди узнали только в далеком 1930 году, когда на острове Белом были обнаружены лодка и два скелета, во внутреннем кармане куртки одного из них лежал дневник Андре. Неподалеку нашли и могилу третьего участника экспедиции.

Оказалось, что за три дня они преодолели на шаре около 500 км, а до полюса было еще 780. Надо было отправляться в обратный путь с надеждой дойти до Земли Франца-Иосифа или Шпицбергена, где были созданы склады продовольствия. 52 дня они шли по льду, таща за собой нагруженные нарты. А на острове Белый решили устроить зимовку, разбив иглу. Но по трагической случайности льдина раскололась, и участники экспедиции выбрались на голый берег.

Реклама

Первым скончался самый молодой исследователь — Стриндберг. Сейчас уже не установить, отчего именно — то ли от несчастного случая, то ли от болезни. Андре и Френкель были обнаружены в палатке. Кто-то считает, что умерли они от переохлаждения, другие «щадят» этих храбрецов, настаивая на том, что смерть была более легкой — от угарного газа. Кстати, еды у членов экспедиции хватало — они подстреливали то тюленей, то белых медведей и варили мясо.

Как говаривал пролетарский писатель Максим Горький — безумству храбрых поем мы славу! А история первого официального полета к Северному полюсу на воздушном шаре учит нас — в любом деле мелочей не бывает. Особенно, если речь идет о собственной безопасности…

Подробности с фотографиями и чертежами

Реклама