…Федор, как и все его сверстники, всё свое детство провел во дворе, играя в футбол. Специальных мест для футбола не было, поэтому играли везде, где позволяли условия. В те времена постоянно проходили турниры «Кожаного мяча» между дворовыми командами. Там-то и засветился юный Федя.
На одну из таких игр приехали селекционеры для поиска талантливых ребятишек. Федора и еще нескольких ребят отметили и пригласили в спортклуб в Кунцево. В этой команде Федя провел два успешных года, а затем его первый тренер
— Папа болел за «Спартак», естественно. Впервые он сводил меня в «Лужники» на матч «Спартак"-"Динамо» (Киев), и с тех пор я стал спартаковцем, — вспоминал впоследствии Федор Черенков.
Через шесть лет Федор окончил ДЮСШ «Спартак» и неожиданно для всех поступил в Горный институт. Он объяснил свой выбор тем, что в этом институте достаточно лояльно относились к его футбольной занятости и разрешили перейти на свободный график посещения лекций. К слову, Федор его окончил и по образованию является горным инженером.
Николай Петрович Старостин, присутствующий на выпускных играх ДЮСШ в 1977 году, пригласил Федора в команду — в дублирующий состав «Спартака». И уже через полгода, проведенные в дубле, Федора стали привлекать к играм с основной командой.
Спустя некоторое время Федор Черенков сделался буквально незаменимым игроком в команде Бескова. Умевший бывать беспощадным и временами даже несправедливым к непослушным, Бесков имел особый подход к Федору, никогда не насиловал его волю. И это при том, что Черенков, оставаясь за пределами футбольного поля, был очень скромным, тихим и застенчивым человеком, на поле же становился дерзким, беспринципным, самовольным игроком, который чаще слушал себя, нежели тренера. И всё это Константин Иванович терпел, мирился с этим.
И был прав, потому что Федор быстро превратился в мозг команды, всегда выкладывался до конца и никогда не опускал руки. Казалось порой, что он и сам не ведал, что совершит через секунду-другую. В те времена практически все игроки периодически подвергались обструкции со стороны болельщиков и журналистов. Все, кроме Черенкова. Стоит отметить, что Федор, обладающий хорошим ударом с обеих ног, забивал всегда мягкие, аккуратные, эстетские голы. А его мячи, забитые «Астон Вилле» и бразильцам на Маракане, входят в золотой фонд «Спартака».
Так получилось, что 80-е — время расцвета таланта Черенкова — ознаменовались противостоянием двух величайших тренеров отечественного футбола —
— В 1986 году я уже собирался ехать в Мексику. И за неделю до этого произошла смена тренеров. И взяли в сборную практически все киевское «Динамо». Я, видимо, не подходил их игре. Не знаю, слухи ходили, что медицинская комиссия якобы писала, что я долгое время не могу работать на сборах. А длительные сборы — это же «конек» Лобановского, — вспоминает Федор Черенков.
Стоит отметить, что Федор очень уважительно относился к Лобановскому, несмотря на все трения, и считал его талантливым тренером, но всё же Бескова ценил и любил больше, что, в принципе, не удивительно.
Впоследствии, в 1990 году, сыграв за «Спартак» более трехсот матчей, выиграв три чемпионства и несколько личных наград, Федор Черенков на пару с Сергеем Родионовым отправляются в Европу, а точнее во французский «Ред Стар».
Вот как комментирует это решение сам Федор Федорович:
Просто мы с Сережей Родионовым хотели играть вместе, и нам хотелось попробовать себя в зарубежном футболе. Раз уж заканчиваешь играть в футбол — хоть заработать что-то себе. Игра у меня там не сложилась. Очень тяжелым был для меня тот год.
Уже через полгода Федор Черенков вернулся домой и снова играл за любимый «Спартак». И играл там вплоть до 1993 года, успев выиграть золото Чемпионата России. В том сезоне 34-летний Черенков выходил на поле 31 раз. Неплохо для ветерана! А затем знаменитому футболисту сделали самый лучший и запоминающийся подарок, по его же словам — устроили грандиозный прощальный матч! Тридцать пять тысяч зрителей собрались со всех концов страны проводить его, хотя в то время на лучшие игры Высшей лиги собиралось не более пятнадцати тысяч человек.
В соперники выбрали блиставшую тогда итальянскую «Парму». Итальянские футболисты буквально опешили, поняв, что полный стадион «Динамо» собрался не ради них — финалистов Кубка Кубков и обладателей Суперкубка Италии. Им понадобилось немалое время, чтобы понять, как это один человек смог собрать в такую промозглую погоду такое количество болельщиков. В тот вечер герой встречи играл практически в свой лучший футбол — пасы пяточкой, стеночки, изящные обводочки…
А когда Федор Черенков шел на замену, кто-то в толпе истошно выкрикнул: «Федор, не уходи!», а многие болельщики в тот вечер не скрывали слез. Да и сам Федор Федорович, будучи сентиментальным человеком, чудом не разрыдался.
После окончания карьеры Федор Черенков не остался без футбола и до последних дней жизни приглашался в ветеранскую команду «Спартака», а также в период с 1994 по 1999 год работал тренером в структуре этого клуба. Также в честь легендарного футболиста была названа Академия «Спартака». Но, как несколько раз признавался сам Федор Федорович, уход из футбола стал для него трагедией. «Я всегда был беспредельно увлечен игрой», — говорил мастер.
Однажды Николай Озеров назвал Черенкова народным футболистом и был стократно прав. Федор действительно играл для людей, дарил им радость, заряд бодрости. «Хороший человек на футбольном поле» — скорее всего именно так выглядело его амплуа.
Сам Федор считал, что ему просто повезло в жизни. Повезло заниматься любимым делом и ни о чем не думать. Не потому, что глупый, а потому, что думать было некогда. Не было зарплаты в иностранной валюте, не было агентов, контрактов, трансферов. Зато теперь всё это есть. А Черенкова в футболе нет.
К сожалению, Федор часто болел из-за больших спортивных нагрузок и постоянно ложился на лечение. Именно поэтому ему и довелось прожить такой короткий век. Федор Федорович Черенков ушел от нас 4 октября 2014 года. Причиной смерти послужила опухоль головного мозга.