Внуки Цезаря Пуни: что их объединяет?

Реклама

Описывая жизнь и талант Цезаря Пуни, невозможно хотя бы коротко не рассказать о его знаменитых внуках. Хотя надо сразу же оговорить, что жизни этих внуков пришлись на то время, когда говорить о сохранении архивов было трудно. Век 20-й был бурный и страшный. Тем не менее можно очертить ряд хорошо известных биографических вех и поставить знаки вопроса там, где они до сих пор стоят.

Александр Викторович Ширяев (10 сентября 1867, Санкт-Петербург — 25 апреля 1941, Ленинград) был человеком очевидно неординарным. Ставший всемирно известным танцовщиком и балетмейстером, он, возможно, является еще и одним из пионеров в области мультипликации.

А. Ширяев, будучи внуком своего знаменитого деда и сыном балерины, с детства знал, что такое танец и театр. Естественное развитие событий: учился у Петипа, служил в Мариинском театре. В путешествиях по России и Европе записывал народные танцы. Выступал, работал и учил фактически одновременно в Берлине, Париже, Варшаве, Лондоне. В 1918 году вернулся и всю жизнь посвятил русскому балету, особенно отдельному его направлению — характерному танцу. До самой смерти он был профессором Ленинградского хореографического училища. Эти его заслуги довольно быстро оценили: Ширяев получил Орден Трудового Красного Знамени и стал Заслуженным артистом РСФСР.

Реклама

Но из одной своей ранней дореволюционной поездки (еще в 1906 году) Александр Ширяев привез с собой кинокамеру. Он увлекся съемкой, как все немногие счастливчики, заполучившие дивную технику. Его товарищ по цеху Федор Лопухов (брат Лидии Лопуховой, жены Кейнса) в своих воспоминаниях описывал, что Ширяев очень много снимал. А это должны быть уникальные кинокадры. Пробовал он себя и в мультипликации, о чем тоже есть свидетельства.

Однако архив Александра Ширяева считается утраченным. Несколько лет назад он вроде нашелся, был даже снят фильм «Запоздавшая премьера», но реакция на этот фильм и саму находку была либо негативной, либо никакой. Будем надеяться, что вопрос разбора архива и «кто первый» когда-нибудь найдет свой ответ.

Реклама

Иван Альбертович Пуни — еще один внук Цезаря Пуни. Русско-французский художник родился под Санкт-Петербургом в Репино (тогда — Куоккале) 20 февраля (4 марта) 1894 года. Учился у Ивана Репина, с семьей которого дружила семья его родителей. Также учился по настоянию отца в Военной Академии, но все же любовь к живописи возобладала. Иван Пуни знакомится с В. В. Маяковским, В. В. Хлебниковым, К. С. Малевичем, Д. Бурлюком, участвует во многих знаменитых выставках. Он увлечен теми же идеями: авангардизмом, кубизмом, супрематизмом.

Октябрьскую революцию 1917 года Иван Пуни, судя по всему, поначалу воспринял положительно. Он участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первомайским торжествам, выполнял проекты. В 1919 году уехал в Витебск, где некоторое время преподавал в Витебской народной художественной школе под началом Марка Шагала, но, не доработав года, вернулся в Петроград. Практически сразу же пешком по льду Финского залива Пуни с женой ушли в Куоккалу — место, где он родился и где было имение его отца (тогда оно относилось уже к Финляндии). Из Финляндии пара переехала в Берлин, затем в Париж.

Реклама

«О Куоккале, как интереснейшей дачной местности Петербурга, я писал и говорил (по телевидению в фильме о К. И. Чуковском «Огневой вы человек»). Здесь жила летом небогатая часть петербургской интеллигенции. Две дачи принадлежали зимогорам Анненковым (из этой дворянской семьи, сыгравшей большую роль в русской культуре, вышел и художник Юрий Анненков); на самом берегу против Куоккальской бухты была дача Пуни. (Почему-то сейчас принято ставить ударение на последнем слоге фамилии Пуни. Но семья эта была итальянской, а не французской. Другая ошибка в имени Петипа: он МариУс, а не МАриус. Его дочь, хорошая знакомая нашей семьи, звалась Мария МариУсовна). Владелец ее Альберт Пуни, принявший православие с именем Андрей (поэтому часть его детей были Альбертовичи, а другие — Андреевичи), виолончелист Мариинского театра, был сыном автора балетной музыки и владельцем большого доходного дома на углу Гатчинской улицы и Большого проспекта Петроградской стороны. Его сын стал известным живописцем во Франции (под именем Жан Пюни) и до конца жизни любил писать пляжи, напоминавшие ему о его счастливом детстве.

Реклама

Уезжая во Францию, Мария Альбертовна оставила нам два гобелена (один с видом Венеции до сих пор цел у нас), Детскую энциклопедию, которую я чрезвычайно любил, миланский кофейник коричневого цвета с чашечками и еще что-то на память.

Была ранняя весна. Пуни заехали в Куоккалу к отцу, и именно тогда Репин подарил отцу Марии Альбертовны ее акварельный портрет в пляжном костюме, пририсовав на нем легкий контур Эйфелевой башни, под сенью которой ей предстояло жить".

(Дмитрий Лихачев. «Воспоминания»).

В последний, парижский период стиль Ивана Пуни меняется, он уходит от «беспредметного искусства», тяготеет к импрессионизму. Французское гражданство Иван Пуни получает только в 1946 году, а через год становится кавалером ордена Почетного легиона. Умер Иван Пуни в Париже, в своей мастерской 28 декабря 1956 года. Работы его находятся в крупнейших музеях мира.

Реклама

Наконец, нельзя не упомянуть Ксению Леонидовну Богуславскую (24 января 1892 — 3 мая 1971 гг.) — жену Ивана Альбертовича Пуни, тоже художника и поэтессу.

В Сети есть много работ Ивана Пуни, при желании их можно посмотреть. К сожалению, не очень ясен их «авторско-временной» статус.

Реклама