Неужели уже прошло сорок дней? Памяти Юрия Петровича Любимова. Часть 2

Реклама
Грандмастер

К несчастью, в практику советской системы вошло лишение гражданства не устраивающих ее всемирно известных творческих личностей, когда они оказывались за границей. Так произошло и с Юрием Петровичем Любимовым.

В 1983 году он был приглашен в Англию для постановки «Преступления и наказания». Ему пришлось дать многочисленные интервью, в которых он, как и обычно, не подбирал слов, говоря о ситуации в нашей стране. Это вызвало ответную реакцию властей: в марте 1984 года Любимова освободили от должности художественного руководителя «Театра на Таганке», а в июле лишили советского гражданства.

Было запрещено любое упоминание о нем в печати, сняты некоторые спектакли, поставленные им, в частности «Борис Годунов» и «Мастер и Маргарита». Сам Любимов связывал это с прошедшими за четыре года до того похоронами В. Высоцкого, по иронии судьбы, совпавшими с Московскими Олимпийскими играми и превратившимися во всенародное шествие, несмотря на требование властей похоронить поэта и актера без шума.

Реклама

Выброшенный из своей страны, Любимов не пропал, ему моментально предоставили гражданство Израиль и Венгрия, ведущие мировые театры наперегонки бросились к мастеру с предложениями работы. И он продолжил свою удивительную деятельность. Неутомимый трудоголик и экспериментатор перебирался из страны в страну, оставляя в театрах шедевральные постановки. Разные страны, разная публика, с разным менталитетом и говорящая на различных языках. Классические оперные спектакли сменяются драмами и его собственными инсценировками. Как он это все смог? Непостижимо!

Посмотрите и подумайте сами: 1983, Италия, Болонья — опера «Тристан и Изольда» Вагнера; 1983, Италия, Флоренция — опера «Риголетто» Верди; 1984, Австрия — «Преступление и наказание» по Достоевскому; 1985, Европейское турне, Лондон, Париж, Болонья, Милан — «Бесы» по Достоевскому; 1985, Болонья — «Пир во время чумы» Пушкина; 1985, Германия — опера «Фиделио» Бетховена; 1986, Австрия — «Ревизская сказка» по Гоголю; 1986, Германия — опера «Мастер и Маргарита» Кунада; 1986, Швейцария — опера «Енуфа» Яначека; 1986, Франция — опера «Саламбо» Мусоргского; 1986, Израиль — «Закат» Бабеля; 1986, Великобритания — опера «Енуфа» Яначека; 1986, Швеция — «Пир во время чумы» Пушкина; 1987, США, Вашингтон — «Преступление и наказание» по Достоевскому; 1987, США, Чикаго — опера «Лулу» Берга; 1988, Германия — опера «Тангейзер» Вагнера; 1988, Израиль — «Добрый человек из Сезуана» Брехта; 1988, Великобритания — опера «Золото Рейна» Вагнера; 1988, Швеция — «Мастер и Маргарита» по Булгакову.

Реклама

Вынужденная эмиграция, начавшись неожиданно, в 1988 году неожиданно и закончилась. Любимов вернулся домой, но обязательства перед западными театрами вынуждали его продолжать эту немыслимую гонку. К этому времени ему уже исполнилось 70 лет, а он мчится из страны в страну, попутно восстанавливая те спектакли в родной Таганке, которые ранее были запрещены цензурой («Живой» Можаева был поставлен еще в 1968 году, а премьера состоялась 23 февраля 1989 года; «Владимир Высоцкий», поэтическое представление, постановка 1981 года, выпущен в 1988 году; «Борис Годунов» Пушкина, постановка 1982 года, выпущен в 1988 году).

Продолжим перечень его зарубежных работ: 1989, Великобритания — «Гамлет» Шекспира; 1990, Германия, Гамбург — опера «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича; 1990, Карлсруэ, Германия — опера «Пиковая дама» Чайковского; 1991, Мюнхен, Германия — опера «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева; 1991, Финляндия — «Подросток» по Достоевскому; 1992, Финляндия — «Комедианты» по Островскому; 1993, Австрия, Венский фестиваль — «Живаго» по Пастернаку; 1993, Греция — «Чайка» Чехова; 1994, Греция — «Кредиторы» Стриндберга; 1995, Греция, Афины — «Медея» Эврипида; 1995, Греция, Дельфы — «Птицы» Аристофана"; 1995, Греция, Афины — «Вишневый сад» Чехова; 1997, Москва, «Новая опера» — опера «Пиковая дама» Чайковского.

Реклама

Одновременно Любимов ставит новые спектакли на «Таганке». Казалось бы, всё, happy end, но судьба непредсказуема. В театре произошел раскол, группа актеров, возглавляемая Н. Губенко, который во время отсутствия Любимова пару лет возглавлял театр, став затем последним Министром культуры СССР, высказала свое недоверие Учителю, заподозрив его в утаивании контракта на приватизацию театра. Следует отметить, что Н. Губенко на посту Министра проявил значительные усилия для возвращения Любимову советского гражданства, но после его появления в театре между ними возник непримиримый конфликт. В результате бурного выяснения отношений часть труппы организовала новый театр, который они назвали «Содружество актеров Таганки», при этом заняв новое здание, оставив сторонникам Любимова старое, в котором когда-то размещался кинотеатр «Вулкан».

Реклама

Любимов не сдался и продолжал творить. Он всерьез занялся классикой, поставив с молодыми актерами такие шедевры мировой драматургии, как «Электра» и «Антигона» Софокла, «Подросток» и «Братья Карамазовы» по Достоевскому, «Горе от ума» Грибоедова, «Шарашка» по Солженицыну, и много других замечательных спектаклей.

Новый поворот судьбы произошел летом 2011 года. Театр находился на гастролях в Чехии со спектаклем, что символично, «Добрый человек из Сезуана». Молодые артисты устроили публичный скандал, потребовав от Любимова гонорар за зарубежные гастроли. Не будем вдаваться в суть конфликта и разбираться, кто прав, а кто не очень. В любом случае Любимов, восприняв форму этих требований как личное оскорбление, что, с моей точки зрения, совершенно справедливо, принял решение уйти из созданного им театра.

Реклама

Театр остался стоять на своем месте, но превратился в обычный, самый заурядный театр, а Юрий Петрович продолжил сумасшедшую творческую жизнь, поставив в 2013 году свою 34-ю оперу «Князь Игорь» Бородина в Большом театре. 20 мая 2014 года в театре «Новая опера» состоялась премьера «Школы жен» по комедии Мольера, идею которой, да и либретто, написал Любимов.

Вернулся Любимов и в свой родной Вахтанговский, где вместе с внуком знаменитого Рубена Симонова, тоже Рубеном, поставил свой последний драматический спектакль — «Бесы» по Достоевскому.

Имя Юрия Любимова навеки осталось в истории искусства, а вот сюжет жизни мастера оказался завершен. Больше ни одной строчкой его дополнить нельзя. Остается только вспомнить эпиграф к пьесе Булгакова «Кабала святош» о Мольере, в которой Любимов сыграл главную роль: «Для его славы уже ничего не нужно. Но он нужен для нашей славы».

Цитата из телебеседы В. Познера с Ю. Любимовым:

Познер: «Когда вы предстанете перед Господом, что вы ему скажете?»
Любимов: «Старался».

Реклама