Генри Форд: гениальный изобретатель и промышленник или диктатор и антисемит?

Реклама

Генри Форд — имя, которое мы одним из первых вспоминаем после любой из этих фраз: «американская промышленность», «автомобили», «конвейерная сборка», «величайшие бизнесмены» и даже просто «двадцатый век».

Сын фермера, не получивший полноценного образования, Форд смог добиться того, что миллионы автомобилей по всему миру носят на себе четыре буквы его фамилии. Есть ли еще что-то, чего мы не знаем о человеке, первым доказавшем, что автомобиль можно собрать не за годы, а за 98 минут?

Коллекция Генри Форда насчитывала 161 патент, а сам он не верил в необходимость найма профессиональных бухгалтеров. Построенная им огромная компания ни разу не подвергалась аудиторской проверке

Реклама
при жизни основателя — нога первого аудитора вступила в Ford Motor Company только во время «правления» его внука Генри Форда II.

Благодаря своим по-детски наивным и идеалистическим увлечениям отец «Модели Т» порой оказывался в довольно смешном положении — чего стоит его попытка в 1915 году зафрахтовать океанский лайнер, так называемый «Корабль мира», чтобы отправиться на нем со 170 пацифистами в Европу для убеждения воюющих сторон в необходимости сложить оружие! Эта затея не получила государственной поддержки, несмотря на обращение автомобилестроителя к президенту Вильсону, а сам Форд покинул корабль на территории нейтральной Швеции. Однако историки утверждают, что после вступления в Первую мировою войну США компания идеолога пацифизма смогла выручить на государственных заказах значительные суммы денег.

Реклама

В 1918 году Генри Форд едва не стал сенатором и в тот же период начал публиковать в газете The Dearborn Independent антисемитские статьи, включая нашумевшие «Протоколы сионских мудрецов». Впоследствии от подобных правых суждений великий изобретатель отказался:

«Как человек чести я считаю своим долгом принести извинения за все дурные поступки, совершенные мною в отношении евреев, моих сограждан и братьев, и прошу у них прощения за тот вред, который я причинил им безо всякой на то причины. Я отрекаюсь от обидных обвинений в их адрес, поскольку в действиях моих была ложь, а также даю полную гарантию, что отныне они могут ждать от меня только проявление дружбы и доброй воли. Не говоря уже о том, что памфлеты, которые распространялись в США и за рубежом, будут изъяты из обращения».

Реклама

Чтобы противодействовать распространению джаза, Форд устраивал вечера старинных танцев, а на Рождество наряжался Санта-Клаусом и катал соседских ребятишек на санках в своем имении.

Особенно гордостью промышленника было знакомство с Томасом Эдисоном. По поручению Форда последний выдох создателя первого фонографа и электрического стула был помещен в пробирку, которую и ныне можно увидеть в Музее Генри Форда в городе Диарборн штата Мичиган.

Очевидно, в жизни человека, чью фамилию мы каждый день видим на дорогах Москвы и Лондона, Парижа и Сиднея, Вашингтона и Оттавы, есть и много других неизвестных широкому кругу людей фактов. Но хочется вам пожелать, чтобы за «Кораблем мира» и костюмом Санта-Клауса мы могли рассмотреть человека, сделавшего автомобиль (изобретенный, кстати, не Фордом, а Карлом Бенцем) массовым средством передвижения и избавившего благодаря идее применения конвейера на сборочной линии (а линию, опять же, создал не он, а Рэнсом Олдс) миллионы людей от тяжелого физического труда.

Реклама