Лилю сбили, она сумела посадить самолет на какую-то поляну, оказавшуюся неподалеку от передовой, но, к несчастью, на вражеской территории. Пока Лиля выбиралась из кабины, на поляне появились фашисты. Лиля, отстреливаясь, побежала к лесу, шансов на спасение, казалось, нет, но случилось почти чудо. Над головами гитлеровцев на бреющем полете промчался наш штурмовик. Стреляя по немцам из пулемета, летчик умудрился посадить самолет неподалеку от Лили, подрулить к ней, а когда она оказалась на его коленях, поскольку кабина у самолета рассчитана лишь на одного человека, самолет взмыл в небо и пересек линию фронта.
Скажете: ну, прямо как в кино. Я возражу: наоборот! Это был кусок фронтовой жизни, впоследствии растиражированный кинематографистами.
В апреле 1943 года о Лиле и ее лучшей подруге Кате Будановой узнала вся страна. С обложки самого популярного в то время журнала «Огонек» на читателей смотрели два улыбающихся девичьих лица. Короткая подпись поясняла: «12 самолетов противника сбили эти отважные девушки».
Лиле досталась тяжелая работа. Она по несколько раз в день вылетала сопровождать бомбардировщики, постоянно отгоняя от них фашистские истребители. Стычки происходили непрерывно, в ходе одной из них 5 мая 1943 года Литвяк сбила немецкий истребитель, а через два дня еще один. Все это были уже привычные противники, а вот в середине мая ей досталась весьма оригинальная цель.
Шли упорные позиционные бои. Немцы неподалеку от передовой повадились поднимать аэростат с корректировщиком, который очень досаждал нашим войскам. Перед авиацией была поставлена задача: аэростат уничтожить. Но как это сделать? Подобраться к нему было почти невозможно, уж больно хорошая зенитная защита была вокруг него выстроена. Никому не удавалось подобраться на расстояние выстрела. К тому же фашисты, как только замечали наши самолеты, тут же опускали аэростат, а как опасность проходила, наблюдатели вновь оказывались на высоте и продолжали корректировать огонь.
Задачку решила Лиля. Обойдя по большой дуге аэростат, она зашла на него со стороны противника так, чтобы солнце оказалось у нее за спиной. Дальше все было делом техники. На бреющем полете Лиля подкралась и в упор расстреляла воздушный наблюдательный пункт. За эту победу ее наградили орденом Боевого Красного Знамени.
Дальше все стало плохо. В бою погиб ее муж, Герой Советского Союза командир эскадрильи Алексей Соломатин. Произошло это на ее глазах 21 мая 1943 года. Командование предложило вдове отпуск, но она рвалась в бой. Лиля почти все время проводила в небе, она мстила за смерть любимого. 16 июня она сбила Ю-88, а затем, отбиваясь от насевших на нее шести истребителей противника, сбила и один из них. В тот раз нашей шестерке пришлось сражаться с 36-ю самолетами противника. Вдумайтесь в эти цифры.
В самом конце того боя был подбит и Лилин самолет. Фашист преследовал ее да самой земли, но ей удалось посадить Як на фюзеляж. Это происходило прямо над головой наших пехотинцев, которые отогнали немца своим огнем. К их изумлению, бесстрашным летчиком оказалась раненая в ногу и плечо молодая женщина. И вновь отказ от госпитализации.
Наступил еще один черный день — 18 июля 1943 года. Тогда в схватке с превосходящим числом немецких истребителей почти одновременно были сбиты она и Катя Буданова. Лиле удалось выпрыгнуть с парашютом, а Катя погибла.
Весь конец июля в воздухе шли жесточайшие бои. 1 августа 1943 года лейтенант Литвяк совершила четыре боевых вылета. В последнем бою ей удалось лично сбить два самолета противника, а еще один в группе. В тот день было облачно. Группа, успешно завершив бой, возвращалась домой. Литвяк летела последней. В какой-то момент из облачной пелены вынырнул одинокий немецкий охотник, который прострелил последний советский самолет и тут же скрылся в облаках. Подбитая машина с белой лилией на капоте нырнула следом и навсегда пропала. Поиски на земле ни к чему не привели. Предположили, что Лиля, прячась в облаках, пыталась перетянуть через линию фронта, но это у нее не получилось.
Командование представило ее к званию Героя Советского Союза, но пошли слухи, что она могла попасть в плен, а поскольку к этому знанию не могли представляться лица, пропавшие без вести, то ее наградили лишь орденом Отечественной войны 1-й степени, который и получила впоследствии ее мать.
Сорок с лишним лет друзья с помощью поисковиков пытались установить справедливость. В конце концов, картина ее гибели была полностью восстановлена. Смертельно раненая в голову, Лиля смогла посадить самолет на окраине хутора Кожевня в Донецкой области, где и была захоронена местными жителями. Ее останки случайно были найдены местными мальчишками в 1969 году и перезахоронены в братской могиле, как останки «неизвестной летчицы».
Прошло еще несколько лет поисков в архивах, пока не удалось достоверно доказать, что это действительно была Лидия Литвяк. В июле 1988 года на памятнике, установленном на братской могиле, появилась надпись: «Гвардии лейтенант Литвяк Лидия Владимировна». Тогда же было внесено изменение в пункт приказа от 16 сентября 1943 года в отношении Литвяк: «Пропала без вести 1 августа 1943 года. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 года».
И, наконец, апофеоз. 6 мая 1990 года указом Президента СССР
Такая вот нелегкая судьба оказалась у простой советской девушки, ставшей самой результативной летчицей-истребителем в мире. На ее боевом счету было 12 подтвержденных воздушных побед. За свою короткую (всего лишь десять месяцев!) летную карьеру она совершила 186 боевых вылетов и провела 69 боев, получив при этом три ранения и совершив две вынужденные посадки на территории врага. Многие летчики столько не налетали за несколько военных лет.
До своего 22-го дня рождения, которое совпадало с днем Авиации (18 августа), она не дожила всего 17 дней.