Кого называли «Белая лилия Сталинграда»? Ас по имени Лида-Лиля

Реклама
Грандмастер

Женщины-летчицы Великой Отечественной. Сколько их было? Что мы знаем о них? У всех, конечно, на слуху «ночные ведьмы», кинематограф постарался, да и журналисты тоже свою руку приложили. И что, это все? Давайте разберемся.

Прежде всего, хочется отметить, что в небе Второй мировой во всех армиях воевали только мужчины, кроме нашей. В советской авиации женщин за штурвалом боевых самолетов было много. Только Героями Советского Союза их стало более 90. Об одной из таких героинь мне и хочется сегодня вспомнить.

Звали ее Лидия Владимировна Литвяк. Родилась она в Москве 18 августа 1921 года в семье железнодорожников. С детства была влюблена в небо. В 14 лет нелегально, поскольку мала еще была, начала заниматься в аэроклубе вместе со взрослыми, совершив свой первый самостоятельный полет в 15 лет. Ее отец был обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян в кровавом 37-м. Смерть отца Лидия хранила как самый страшный секрет, это дамокловым мечом висело над ней всю оставшуюся жизнь.

Реклама

После окончания школы Лида закончила геологические курсы, участвовала в экспедициях на Крайний Север, но о небе не могла забыть. Воплощением этой мечты стала Херсонская авиационная школа летчиков-инструкторов, после окончания которой она пришла работать в Калининский аэроклуб. Она успела выпустить пять групп курсантов, подготовив 45 летчиков.

Как только прошел слух о том, что Раскова набирает женские полки, она поехала в Энгельс и, приписав себе недостающие 100 часов налета, была зачислена в женский истребительный полк. Именно тогда произошел один курьезный случай, сделавший Лиду известной в среде будущих военных летчиц.

В октябре 1941 года на учебной базе под Энгельсом во время построения

Реклама
Марина Раскова приказала Литвяк выйти из строя. Все уже получили зимнюю форму, вот Лида и отрезала верха у своих унтов, и пришила меховой воротник к летному комбинезону. На вопрос командира полка, когда она успела это сделать, последовал ответ:

— Ночью.

— Вот, следующей ночью и вернешь все на место.

Лидию арестовали, и она на гауптвахте ночью восстанавливала унты. Все были поражены. Шла война, а эта девочка мастерила себе зимний наряд.

Но еще больше все поразились, когда в первом же боевом вылете на истребителе ЯК-1, совершенном под Саратовом в августе 1942 года, она в группе сбила немецкий бомбардировщик Ю-88. Так началась ее легендарная, но очень непродолжительная, летная карьера.

Реклама

Второй ее боевой вылет состоялся в Сталинградском небе 13 сентября. В тот раз она вначале самостоятельно сбила бомбардировщик Ю-88, а затем закрутила удивительную карусель с немецким истребителем Ме-109. Бой продолжался довольно-таки долго, никто не хотел уступать. Наконец, выжав из двигателя своего ястребка сверхмаксимум, она догнала фашиста и изрешетила его из пушки. Сбитый летчик оказался одним из асов люфтваффе, бароном, кавалером Рыцарского креста, до того выигравшим тридцать воздушных дуэлей.

В литературе имеются любопытные воспоминания очевидцев об этой победе, которые превратились в настоящую легенду. В основном они очень близки и отличаются лишь мелочами. Рассказывали, что когда плененного немца доставили в штаб полка, он попросил показать ему русского аса. Знакомить победителя с побежденным было не принято, но тут командование не стало возражать.

Реклама

Вскоре на командный пункт явилась миниатюрная молодая женщина, представившаяся:

— Сержант Литвяк по вашему приказанию прибыла.

Немец с возмущением посмотрел на окружающих, он решил, что над ним смеются. Когда же Лидия на руках начала показывать ему все перипетии боя, немецкий ас понял, что сбила его именно эта хрупкая белокурая девочка.

Дальше следуют небольшие разночтения. По одной версии, он сорвал с себя все ордена вместе с Рыцарским крестом и бросил их к ногам своей победительницы, по другой — отдал ей свои золотые часы, по третьей — встал перед ней на колени.

После этого боя по просьбе Лидии на капоте самолета нарисовали белую лилию, она получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», ее радиопозывным стало слово «лилия», и звать ее с тех пор все стали Лиля. Она добилась своего, ей развязали руки, зачислив в группу свободных охотников за головами, простите, за самолетами противника.

Реклама

Через две недели снова две победы в одном бою. И тут родился новый ритуал: перед посадкой Лиля выполняла целый каскад фигур высшего пилотажа, так, что все на аэродроме сразу же понимали — добыта долгожданная победа.

Но однажды она в составе группы Яков атаковала 12 «юнкерсов». Ожесточенная стрельба велась со всех сторон. Юркие советские истребители буквально терзали медлительные фашистские бомбардировщики. Лиля сбила одного врага, но и сама была ранена в ногу, а вскоре появились «мессеры» прикрытия. Два фашистских истребителя зашли ей в хвост, она попыталась сбросить преследователей, уйдя в крутой вираж, но опоздала, очередь прошила плоскость, да и саму ее ранило еще раз. На подбитый самолет набросилось еще шесть стервятников. Казалось, все кончено, но Лиля совершила невозможное. Она не стала убегать, понимая, что снаряды летят быстрей. Нет, она сама пошла в атаку. Ошарашенные немцы рванули в разные стороны, один показал свое брюхо и тут же взорвался — Лиля стреляла точно.

Реклама

Это был тот редкий случай, когда самолет, ведомый рукой Литвяк, приземлился на летное поле без привычных бочек и иммельманов. Летчица с трудом выбралась из самолета, доложила о двух сбитых самолетах противника и потеряла сознание. Короткое лечение в госпитале, выписка домой под расписку о долечивании в течение месяца дома, но быстрое возвращение в полк.

Следует отметить, что после той посадки техники внимательно исследовали самолет и только развели руками: долететь на таком было невозможно! Воздушная система практически выведена из строя, фюзеляж весь в дырках. Тогда-то и прозвучало во весь голос:

— Не девка, а ас! Как она на таком решете смогла вернуться?

Были и другие победы. Так, однажды на ее пути встретился заблудившийся бомбардировщик Do-217, Лиля быстро показала ему дорогу на землю.

Награды не заставляли себя ждать: 5 февраля 1943 года — орден Красной Звезды, 23 февраля — второй орден Красной Звезды, а до того в декабре 1942 года — медаль «За оборону Сталинграда».

Самолет с белой лилией и беленькими звездочками побед знала вся армия, которая тоже признала ее асом.

Продолжение следует…

Реклама