Степан Супрун. Кто это? Часть 2. Первые воздушные бои

Реклама
Грандмастер

К началу 1937 года летчик-орденоносец Степан Супрун был известен всей стране и так же популярен, как его друзья Чкалов, Сузи, Стефановский, Коккинаки и многие, многие другие. Как прекрасный специалист, он пользовался безусловным авторитетом у руководства ВВС, его рекомендации принимались безоговорочно.

В 1937 году его избрали Депутатом Верховного Совета СССР от Севастопольского округа, однако почти тут же исключили из партии за дружбу с Гамарником. Ян Гамарник — крупный советский военоначальник, застрелившийся после ареста Тухачевского. Правда, в ЦК ВКП (б) разобрались быстро и уже через два дня восстановили Супруна в партии. Но Супруна временно отстранили от любимой работы. Что же произошло? Оказывается, начальство, опасаясь за жизнь молодого члена правительства, решило запретить ему испытательные полеты на новых самолетах.

Реклама

Характерный случай произошел после того, как друг Супруна — великий летчик Валерий Чкалов — погиб при испытании нового самолета И-180. Супрун пишет рапорт наркому обороны Ворошилову:

«Товарищ народный комиссар! Скоро уже будет полгода, как я не проводил никакого испытания, налетал за это время не больше 5 часов на скоростном истребителе, и нет самолета, на котором я мог бы тренироваться. Прошу Вас дать распоряжение про то, чтобы мне дали провести испытания самолета И-180 и сделать на нем первый полет».

Это был лучший на тот момент наш истребитель с самыми высокими скоростью, дальностью и высотой, а также мощным вооружением. В условиях приближающейся войны такие самолеты были жизненно необходимы. Супрун добился своего, и полет был разрешен.

Реклама

В период испытаний Степан Супрун совершил несколько десятков вылетов, выполнив при этом тысячи сложнейших фигур высшего пилотажа, но никак не мог понять, что же произошло с самолетом во время аварии, приведшей к гибели Чкалова. Ему предлагали прекратить испытания, но он был уверен, что гибель Чкалова была неслучайной. Командование ВВС сделало заказ на 100 машин, но тут при посадке произошла авария. Супруна вытащили из-под обломков самолета в бессознательном состоянии. Только в больнице он пришел в себя.

Надо было продолжать испытания нового истребителя, заказ-то на их производство уже ушел в промышленность, а тут опять неясности, вот и поручили их завершить комбригу Сузи. Это оказался последний полет Томаса Павловича Сузи. Во время испытаний самолет потерял управление, Сузи успел выпрыгнуть, но парашютом воспользоваться не смог.

Реклама

Испытания истребителя прекратили. Главным противником стал еще недавно его ярый сторонник — Супрун. Вот как он выразился об этом самолете в опубликованной беседе с одним из журналистов: «Садится на нее летчик, год назад окончивший школу, а ему говорят: на ней убился Чкалов, погиб Сузи, бился Супрун. Да его в госпиталь отвезут до того, как он даст газ. Нет, машину с такой биографией пускать нельзя».

Сразу после госпиталя Супруна вызвали в Кремль, где предложили поехать в Китай добровольцем, оказать помощь китайским товарищам, уже несколько лет сражающимся с японскими милитаристами. В небе Китая Степан Супрун летал с июня 1939 по январь 1940 года и лично сбил 6 японских самолетов. По его инициативе на истребители начали ставить крупнокалиберные пулеметы, что существенно повысило их огневую мощь. Все это позволило группе Супруна сбить 34 самолета противника, а кроме того уничтожить на земле еще 20 самолетов, потеряв при этом 5 своих.

Реклама

В январе 1940 года Супрун был отозван из Китая и вернулся в Москву, где познакомился с новым истребителем, созданным в К Б Яковлева, испытания которого полным ходом шли в НИИ ВВС. К этому самолету у летчика было особое отношение.

Как-то он обратился к конструктору Яковлеву с просьбой создать легкий, маневренный истребитель. Яковлев тогда ничего не ответил, только улыбнулся. Все поняли, что истребитель уже создается, и действительно, вскоре на аэродроме появился аккуратный небольшой самолет с условным номером И-26. Таких в советской авиации еще не было. Мощный мотор с водяным охлаждением, два пулемета, стреляющих через винт, 20-миллиметровая пушка. После всестороннего испытания самолет начал поступать в армию под именем Як-1.

Реклама

23 августа 1939 года был подписан пакт о ненападении между СССР и Германией, после чего было заключено торговое соглашение, в соответствии с которым наша страна обязалась поставлять в Германию некоторые виды сырья и хлеб, а взамен получать немецкое оборудование и машины, в том числе и авиационную технику. Вот для реализации этой части соглашения в марте 1940 года в Германию выехала торговая делегация, в составе которой был и Супрун.

Нашим специалистам удалось ознакомиться со всеми достижениями немецкой авиационной техники, а Супруну даже довелось полетать на самых современных военных самолетах будущего противника, в том числе на новейшей продукции фирмы «Хейнкель» — Хе-100.

Реклама

Вскоре после возвращения на родную землю майор Супрун был удостоен звания Герой Советского Союза с вручением ему медали «Золотая Звезда» № 461.

До конца года Супрун принимал активное участие в испытании новых моделей самолетов. Характерно его высказывание после завершения государственных испытаний ЛАГГ-3: «На этой штуке делать посадку — все равно, что целовать кобру; опасно и никакого удовольствия». Зато когда выполнил цикл полетов на модернизированном истребителе Як-1М, он был тоже образен: «Прекрасный истребитель! На войне мы будем сбивать «мессершмитты» на «яках». А на третий день войны дополнил свое заключение следующими словами: «…Самолет представляет большую ценность своей простотой в технике пилотирования. Необходимо срочно запустить самолет в серию». Эта фраза сыграла самую весомую роль в производстве Як-1.

На Яке Супруну повоевать не удалось, но судьба его крестника была поистине замечательной. По своим качествам он превосходил немецкие истребители. Доведенные до ума Яки внесли свой весомый вклад в победу над фашизмом.

Всего Супруном было освоено более 140 моделей самолетов. Задумайтесь над этой цифрой.

Продолжение следует…

Реклама