Удивительно — Андрей Сидерский успешен во всем, к чему прикасается. При этом он утверждает, что занимается лишь тем, что ему в кайф, и на собственном примере доказывает, чего можно достичь, правильно трактуя понятие «йога».
В первые мгновения знакомства с Сидерским поражает несоответствие его внешнего облика паспортному возрасту — Андрей выглядит лет на двадцать моложе. Он честно признается, что ему почти пятьдесят, и отмечает, что сейчас пребывает в гораздо лучшей форме, чем в юные годы. Мастеру Андре (так его часто называют) хватает четырех часов сна и одного приема пищи в день, причем привычная порция умещается в пригоршне. При этом он остается бодрым и полным созидательной энергии. Неужели для этого нужно пройти путь двадцатипятилетних практик йоги?
Андрей был обычным ребенком с… необычно проблемным позвоночником. Чтобы его укрепить, ходил в бассейн, позже переключился на подводное плаванье. Тогда-то он впервые и столкнулся с йогой — на занятиях тренер знакомил своих подопечных со многими принципами восточного учения. Но серьезная заинтересованность пришла в институте.
Быть успешным вне режима
Это сегодня йогу боготворят политики, кинозвезды и простые смертные. Когда же Сидерский только начинал преподавать, ее считали, как говорит мастер, «занятием для мутных придурков и женщин постбальзаковского возраста, безнадежно пытающихся вернуть себе 25». Более того: при неудачном стечении обстоятельств за преподавание йоги лишали свободы на пять лет с конфискацией имущества.
Вместе с тем уже тогда он считал, что йога должна не просто выйти из тени, а стать фишкой номер один в фитнес-системе. Сказал — сделал, и сегодня, во многом благодаря его усилиям, в асаны усердно складывается весь мир в целом и Голливуд в частности.
В разговоре Сидерский часто употребляет магическое словосочетание «я знаю» и при этом не уточняет, откуда у него это знание. Он знает, когда и сколько ему спать, когда работать, когда отдыхать, что и как есть и что создавать. Андрей ориентируется на собственные критерии и знает, что нужно «забросить в себя» в данный момент.
Иногда это совершенно неприемлемая с точки зрения йогической системы пища, иногда — только правильная. В целом к еде Андрей относится очень аккуратно: предпочитает вареные и сырые овощи, фрукты, цитрусовые, сухофрукты, иногда баранину (в ней нет гормона страха, вырабатывающегося у животных перед забоем) или морскую рыбу. Из напитков — имбирный чай, очень редко — немного вина, рома или коньяка.
Не быть слишком усердным
По словам Сидерского, у нас в плане йоги пока все только начинается. Методики, пришедшие с Востока, хороши, но несовременны и плохо сочетаются с нашими условиями. А то, что формируется у нас, либо больше напоминает физкультуру и не имеет особого эффекта, либо слишком радикально и, как правило, травматично.
Оказывается, большинство широко известных систем рассчитано на физиологический, в лучшем случае — энергетический эффект. Но главная составляющая практик — информационный компонент (при правильном подходе, разумеется), йога обладает феноменальным оздоровительным эффектом.
Андрей учел триаду «информация-структура-энергия» и на ее основе разработал
Сам Сидерский отводит для практик совсем немного времени, занимаясь раз в один-два месяца. Чуть чаще — раз в одну-две недели — выполняет энергодинамический комплекс: он занимает десять-пятнадцать минут и помогает мастеру держать оптимальную форму. Больше и чаще заниматься нужно лишь вначале, когда ты хочешь что-то трансформировать и понимаешь, зачем тебе это нужно. Достигнув желаемого, нужно удержать результат, а для этого вполне достаточно малого.
А ведь многие новоиспеченные адепты индийского учения не принимают во внимание один немаловажный момент: эффект асан обладает определенной инерцией и укрепляется в организме в течение двух-трех дней. Чтобы техника сработала адекватно, нужно тренироваться не чаще одного-двух раз в неделю, ведь ежедневные практики изнашивают тело и суставы. Большинство людей, которые бездумно и очень усердно занимаются по стандартным методикам, просто себя разрушают.
Не засорять мозги и мыслить продуктивно
Еще одно последствие многолетних практик — отсутствие своеобразного белого шума в голове (непрерывного потока мыслей, идей, воспоминаний), знакомого большинству из нас. Сидерский считает, что подобный способ генерировать идеи — бестолковый и энергозатратный. Грамотные практики позволяют остановить бесконечный внутренний диалог, осознанно выбрать способ реализации целей и эффективно воплотить запланированное.
Одно из следствий такого подхода к творчеству — авторское направление Сидерского в изобразительном искусстве, psy art. Картины, в которых есть информация, решающая психологическую проблему заказчика, приводят в порядок мысли, «выключают» суету, рассеивают агрессию и помогают раскрыть творческий потенциал владельцев полотен.
Быть в ладу с собой и окружающими
Сидерский считает, что от любого, даже от самого рутинного, процесса можно получать удовольствие. Большинство людей убеждено, что жить без желаний скучно.
На самом же деле по-настоящему интересно становится лишь тогда, когда желания исчезают. В такие моменты жизнь, как у ребенка, приобретает самостоятельную ценность, просто как состояние «быть».