Семья Эрла Стенли Гарднера происходила из Новой Англии, что, по американским понятиям, придавало ей налет своеобразного местного аристократизма. В семье было трое сыновей. Эрл, доставлявший родителям больше всех хлопот, был средним. Отец Гарднера, хотя и не имел высшего специального образования, был толковым инженером- механиком. В 1902 г. он получил интересную работу в небольшом калифорнийском городишке Орвилль, бывшем в те годы центром «золотой лихорадки».
После окончания школы Эрл некоторое время проработал в юридической конторе, где в его обязанности входило печатать на машинке. Он мечтал о юридической карьере, мечтал учиться у лучших адвокатов того времени, но отец отправил сына в недорогой университет в штате Индиана. Но из-за своего взрывного характера, и нелегальных занятий боксом, юноша должен был оставить учёбу. Он три года работал в нескольких юридических конторах простым клерком, потом сдал экзамен, и стал самым молодым членом коллегии адвокатов, получив право открыть свою собственную контору.
Эрлу Стенли Гарднеру к тому времени шел 22-й год. Ему удалось открыть свою контору в маленьком городке Мерседе, расположенном в те годы в калифорнийской долине Сан-Хоакин. В удушающую летнюю жару он в одиночестве сидел в конторе, и ждал клиентов. Как много позже с иронией вспоминал сам писатель: «Я не имел ни малейшего представления, как и с чего начать. Знания-то у меня были, но я не обладал никакими полезными качествами: не умел ни танцевать, ни играть в карты, ни заводить новые знакомства».
Но однажды его приятель, из любителей бокса, позвал его пожить с группой молодых людей в городке Окснард в округе Вентура, где Гарднер и нашел себе работу в конторе местного, преуспевающего адвоката. Округ Вентура оказался подходящим местом для молодого, честолюбивого юноши: недавно тут нашли нефть, начали строить океанский порт, появились богатые инвесторы, быстро стало расти население. Именно в Окснарде Гарднер нашел все свои истории, которые потом опишет в своих произведениях о знаменитом адвокате Перри Мэйсоне.
В 1921 г. Гарднер стал писать. Как он потом признавался, он сделал это из того, чтобы не сидеть целыми днями в конторе, а, имея свободный график, неплохо зарабатывать. В 20−30-е гг. в США издавалось великое множество журналов, которые публиковали скандальные и сенсационные истории, туда Гарднер и стал посылать свои рассказы. Однако все произведения начинающего автора поначалу отвергались. Но Эрл Стенли не отступал. Он взял себе девизом следующий тезис: потребитель всегда прав. И он оказался в выигрыше.
Для русской литературной традиции такая заявка кажется странной. Всё-таки, у нас больше пишут, что называется, «от души». Но дело в том, что русские не привыкли относиться к «сочинительству» как к труду. Для нас это скорее хобби. А напрасно. Чтобы написать книгу, нужен огромный запас сил и энергии. Но этого не понимают не только издатели. Многим авторам кажется стыдным писать то, что нужно обществу. Они, видя в себе уникальность, предпочитают писать «для себя», а потом выходит, что пишут «в стол».
Гарднер был, пожалуй, первым писателем, который с гордостью заявил, что будет писать исключительно для рынка. И писал он с завидной для любого писателя скоростью, пользуясь множеством псевдонимов. Всё ещё продолжая заниматься адвокатской деятельностью, автор установил себе жесткую норму: пять тысяч слов в ночь, и придерживался её всегда. Он создал 83 романа про адвоката Перри Мэйсона и 29 романов (под псевдонимом А.А.Фэйр) про «сладкую парочку» — Дональда Лэма и Берту Кул. Но эти романы отличает стойкий профессионализм, как писателя, так и адвоката, который с точностью хорошего психолога описывает сложившиеся ситуации.
В этих романах нет привычной для детективов жестокости, кровь «не льётся рекой», никакого секса. Однако они с самого начала захватывают читателя и держат в напряжении до конца. Считается, что образ адвоката Перри Мэйсона автор списал с себя, а образ его верной секретарши Деллы Стрит — со своей секретарши, впоследствии жены, от которой у него был сын. Но официально Гарднер женился на возлюбленной только в конце своей жизни (вспомним, что Перри Мэйсон, его герой, так и не сделал этого шага по отношению к Делле Стрит).
Сыщик Пол Дрейк также имеет прототипа. Это близкий друг Эрла, тоже сыщик, Сэм Хикс. Критики подсчитали, что автором создано 505 мужских персонажей и 215 женских, причем характеры и внешние детали автором обрисованы слабо. Гарднер это делал для того, чтобы читатель мог сам представить себе персонажей, но он также известен своими скандалами с голливудскими продюсерами, которые пытались экранизировать его романы о Перри Мэйсоне.
В заключение хочется сказать, что Перри Мэйсон в Америке для трёх поколений являлся культовым героем. И это не случайно: именно Мэйсон является воплощением принципов справедливости, к которой стремятся все люди, и которая, к сожалению, вершится только на небесах. Но хочется верить, что в России найдется подобный персонаж, и не в книжном варианте, а в реальной жизни. Общество всегда нуждается в героях, которые могут отстоять интересы простого человека.
Использованы материалы: Г. Анджапаридзе. Человек, который был Перри Мэйсоном // Эрл Стенли Гарднер. Лучшие детективы мира.