…В 1941 году мой папа, имевший военную специальность «штурман дальней авиации», был направлен служить преподавателем в Энгельсское авиационное училище летчиков. Именно там формировались знаменитые женские авиационные полки. Вот мой папа и преподавал этим девчонкам азы тактики воздушного боя и навыки штурманского искусства в боевых условиях. С раннего детства в моей памяти застряли эти имя и фамилия — Марина Раскова…
Кем же была Марина Раскова, что ее именем — а это редчайший случай — названы только в Москве площадь, улица и переулок. Причем не как в случае с Лениным, где использованы и отчество, и фамилия, и политический псевдоним, нет, у Расковой все проще, все три объекта так и называются — «Марины Расковой».
Родилась Марина в Москве 28 марта 1912 года в семье учителя пения. Она и сама хорошо пела, училась одновременно в средней школе и на детском отделении консерватории, и ей прочили будущее оперной певицы. Но жизнь изменилась, умер отец, и Расковой после окончания девятого класса пришлось пойти работать, чтобы помочь матери поставить на ноги младшего брата.
Неподалеку от их дома находился Бутырский химический завод, куда и пошла работать шестнадцатилетняя девочка. Через год с небольшим место работы переменилось, она устроилась в аэронавигационную лабораторию Военно-Воздушной академии имени Жуковского. Причем произошло это не потому, что она любила авиацию, просто это оказалось еще ближе к дому, да и работа была полегче. Вскоре ей поручили демонстрировать слушателям аэронавигационные приборы. Марине пришлось усесться за учебники. Неожиданно ей это понравилось, и она всерьез увлеклась аэронавигацией. Она упорно овладевала новой специальностью и в 1934 году окончила Ленинградский институт Гражданского Воздушного Флота по специальности «штурман».
Ее дипломной работой было проведение аэрофотосъемки для подготовки описания прокладываемой на юге страны новой авиалинии — Одесса-Батуми. Работа была признана выполненной на «отлично», и бывшая студентка стала преподавателем штурманского дела в родной академии. Было ей в то время 22 года.
Любопытная информация имеется в ряде источников. Якобы Раскову вызвал начальник академии и спросил, чем бы она хотела быть награжденной за успехи в учебе? По существующей легенде она попросила, чтобы ей предоставили возможность научиться управлять самолетом. Просьбу удовлетворили, она поступила в Центральный аэроклуб Осоавиахима в Тушине, который успешно закончила в 1935 году.
Последовало ответственное поручение: подготовка Первомайских воздушных полетов в Москве. Раскова не только рассчитывала маршруты для каждого самолета, чтобы стянуть их в одну парадную колонну, но и лично на флагманском самолете вела за собой весь строй самолетов.
Вскоре она стала участвовать в популярных в то время дальних перелетах, ставила мировые рекорды, за что и была награждена орденом Ленина.
В 1938 году она была призвана в армию и стала первой в стране женщиной-штурманом в военной авиации. Этот год стал пиком ее славы: женский экипаж в составе Осипенко, Гризодубовой и Расковой совершил беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток на самолете «Родина». Топлива немного не хватило, и «Родина» через 26 с половиной часов полета, пролетев более 6 тысяч километров, совершила вынужденную посадку. Через 5 дней самолет был найден, а Марина Раскова вышла к людям лишь на десятые сутки. 2 ноября 1938 года эти смелые летчицы были удостоены званий Героя Советского Союза.
Наступил октябрь 1941 года. Фронт приближался к Москве. В стране не хватало летчиков. И вот к руководству ВВС страны обратилась майор Раскова с неожиданным предложением — создать отдельный женский авиационный полк:
— Я уверена, что девушки будут хорошо воевать, — утверждала она.
И вот со всей страны начали поступать заявления от выпускниц аэроклубов и летных школ. Первый полк был сформирован, он был на 100% женским — от летчиц до техников и механиков. Командовать полком поручили опытной летчице капитану Бершанской, а Раскова продолжала заниматься организационными вопросами, и вскоре таким же образом были сформированы еще два женских полка.
Три месяца упорного, напряженного труда, занятия по 12−14 часов; дневные, а затем ночные вылеты… И вот курс обучения, на который в мирное время отводилось 3 года, окончен. Первое детище майора Расковой — ночной женский полк — был передислоцирован на фронт. Экипажи еще двух женских полков — бомбардировочного и истребительного — тоже закончили обучение, но… И тут надо вернуться к началу статьи.
Несколько слов о том, каким она была командиром. Известно ее знаменитое изречение:
— Для того, чтобы хорошо командовать, нужно самой хорошо летать и, конечно, в совершенстве знать машины, на которых летают твои подчиненные.
По-видимому, она относилась к тому типу женщин, которых позднее назовут феминистками. Коротко по-мужски стриженная, подтянутая, в летном комбинезоне, она производила скорее впечатление мужчины, нежели женщины. Да и работу она себе выбрала далеко не женскую, а уж отдельные ее поступки в качестве командира женскими никак не назовешь. Так, по воспоминаниям моего отца, она лично расстреляла двух техников-мужчин, которые, доставляя горюче-смазочные материалы, выпили немного спирта, что заливался в системы самолетов.
— Вы не спирт пили, вы кровь наших солдат пили, — завершила она свое выступление перед строем.
В пятидесятые годы 2 мая в сквере перед Большим театром собиралось большое количество женщин с орденами и медалями на платьях. Это были летчицы из 46-го Гвардейского ночного легкобомбардировочного авиационного полка, знаменитые «ночные ведьмы», которых так боялись гитлеровцы на фронте, а также из 125-го Гвардейского бомбардировочного полка и 586-го истребительного. Мы с папой долгое время ходили на эти встречи, и я слушал рассказы этих женщин, в которых имя Марины Расковой звучало чаще других.