Алла Баянова — артистка удивительной судьбы, где в сложном узоре слились творческие взлеты, трагические события, бурное время и сложные личные перипетии. Она не единожды начинала жизнь с нуля и каждый раз, благодаря своему творческому таланту и истинному артистизму, поднималась на достойную высоту.
На долю Аллы Баяновой выпали две Мировые войны и несколько революций. Она жила в разных странах, и везде была любима за свое творчество. Она побывала в румынском концлагере, обвиненная в пособничестве Советам, но не сломалась и не оставила творчество. В ее жизни была любовь — она любила и ее любили, — и она умела тонко и бережно рассказать об этом чувстве своим творчеством так, как сейчас уже никто не умеет.
Родилась Алла Баянова в 1914 году в Кишиневе, входившем в состав Российской империи. Ее отец, Николай Левицкий, был талантливым оперным певцом, обладавшим прекрасным баритональным басом. По семейному преданию, среди предков отца был знаменитый художник Левицкий, писавший в XVIII веке портреты российской знати и полководцев. Мать — дворянка из благородной аристократической семьи. Родители матери были против их брака, и влюбленные пошли против воли родителей, соединив свои судьбы.
Черед год, после рождения Аллы, наступило примирение. Родители смирились с браком дочери и с любовью приняли внучку. Девочка росла на редкость талантливой, впитывая в себя творческую атмосферу, что царила тогда в Бессарабии. Прекрасная европейская архитектура, постоянно гастролирующие артисты — в этой атмосфере было легко сформироваться творческой личности.
Главным примером, конечно же, был отец, прошедший когда-то оперную школу в Риме у знаменитого маэстро А. Контоньи. Баянов — творческий псевдоним Николая, который впоследствии взяла себе и Алла.
В 1918 году Бессарабия отошла Румынии, и семья Левицких уехала в Европу, остановив, в конце концов, выбор на Париже. Отец оставил оперную сцену и по приглашению Никиты Балиева стал выступать в театре «Летучая мышь». Николай Баянов работал в «Летучей мыши» до тех пор, пока театр не уехал на длительные гастроли в Америку. А затем он перешел в парижский ресторан «Казбек», впоследствии прославившийся тем, что в нем пели Вертинский и Морфесси.
Алле было всего 9 лет, когда она впервые вышла на сцену. Сначала она выступила в роли помощницы отца, представ перед зрителями в качестве поводыря в номере отца — известной песне «Жило двенадцать разбойников», где отец исполнял роль слепого певца. Номер имел оглушительный успех, и вскоре Алла стала петь с ним вместе, а в 13 лет уже имела свою сольную программу.
Тут-то ее и услышал Вертинский, заглянувший в «Летучую мышь» на обед. Ему настолько понравилось выступление Аллы, что он пригласил ее в самый известный русский ресторан Парижа того времени — «Эрмитаж», в котором выступал сам.
Начался период большого успеха юной актрисы. Ее энергия, изящество и фантастическое обаяние было принято публикой с восторгом. Этому же способствовал прекрасный репертуар. Тонкие, умные и душевные тексты, которые не просто пелись, а проживались артисткой на сцене, где каждое слово было прочувствовано и осмыслено, и поддержано точной интонацией, не могли не зацепить зрителя.
Вскоре отец и дочь заключают ряд контрактов и едут в большой гастрольный тур. Греция, Сирия, Ливан, Палестина… Везде ее сопровождал успех. В конце 1930-х годов семья перебирается в Румынию, в Бухарест.
В 1940 году отец тяжело заболел и оставил концертную деятельность. Алла успешно продолжает выступать — сначала в ресторане Петра Лещенко, потом в бухарестском театре «Альгамбра». И тут случается беда. Аллу арестовывают агенты румынской тайной полиции и объявляют «красной». Год она проводит в заключении, там же узнает о начале войны.
После войны Алла Николаевна продолжает выступать, дополняет репертуар песнями советских композиторов. Но по-прежнему ее коньком являются старинные романсы.
В 1980-е годы королева романса не раз приезжала в СССР. В 1989 году М. Горбачев возвращает ей гражданство, и она возвращается в страну, откуда уехала маленьким ребенком. Алла Николаевна приезжает в Россию в 74 года с одним чемоданчиком, в очередной раз начинать все сначала. И снова достигает заслуженного успеха. Еще более 20 лет ей будет отпущено судьбой. И в России ее не только узнали и полюбили — ее боготворили.
Она выступала до 95 лет и удивляла публику исключительно мастерским вокалом, тонкостью прочтения сюжета и смысла песни. Концерт состоял из 35 номеров невероятной энергии и артистического накала. Зал часто аплодировал стоя.
В 95-летний юбилей она выпустила диск «Среди миров», составленный из песен Вертинского. Среди них — «Моя звезда», «Баллада о короле», «Желтый ангел» и другие. Кто еще может похвастать в такие годы подобным творческим результатом?
Алле Николаевне была присуща благородная сценическая пластика. Ее номера обязательно нужно было видеть, с ее выразительными руками и жестами, глазами, передающими ее радость от общения с публикой, от того, что несет людям нежность песен и красоту поэзии. Она жила на сцене и каждый раз, в каждом концерте и каждой песне была разной — точной, искренней и соответствующей текущему моменту, отражая его во всем многообразии обстановки и обстоятельств. Удивительная актриса, прекрасная женщина, утонченная личность.
Вспомним же королеву — и послушаем ее романсы. Их найти несложно, они есть в Сети. Один из самых моих любимых — «Газовая косынка». А как хулигански, но в то же время утонченно, исполняет она «Я милого узнаю по походке»! А какой любимый романс ваш?