Наступило 9 мая, день был будний, мы сидели и ждали, кто придет. Дверь открылась, вошла учительница, а следом за ней с легким звоном орденов в классе появился человек в светлой парадной генеральской форме с Золотой Звездой Героя Советского Союза на кителе. Орденов у него было много, одних только орденов Ленина было четыре или пять. Больше всего поразила нас небольшая светлого металла медаль «За отвагу», не генеральская, а солдатская награда. На правой стороне кителя был красивый незнакомый знак — серебряные крылышки с синим эмалевым ромбиком и цифрой 1 посередине.
— Здравствуйте, ребята. Разрешите представиться, — прозвучал негромкий голос с металлическими нотками, — генерал-майор, летчик-испытатель Первого класса Коккинаки Владимир Константинович.
Он на секунду замолчал, а мы все буквально онемели и не знали, что делать. Кто-то захлопал в ладошки, ну тут и мы все тоже принялись аплодировать, но Коккинаки поднял руку, и все затихли.
- Я не буду рассказывать вам о войне, вы ее помнить не можете, маловаты были, но наслышались о ней и фильмов насмотрелись достаточно. Я расскажу вам о самолетах и о том, как они помогли нам победить в этой очень страшной и нескончаемо длинной войне. Ну, сами самолеты ничего бы сделать не смогли, в них летчики воевали. О том, что такое труд военного летчика, я вам тоже расскажу.
Начался рассказ — не о войне, и не о воздушных боях, а о том, что такое самолеты и как их строят. И что есть люди, их называют испытатели, которые эти самолеты поднимают в воздух, профессия эта опасная, ведь любая ошибка на заводе, может привести к гибели летчика.
Прозвучал звонок, но мы слушали тихий голос и смотрели на этого немолодого человека с уставшим лицом. Никакой наглядной информации у него не было, единственное, на чем он мог нам показать те ситуации, в которые попадает самолет, были его руки. Вот глядя на них, мы и видели картинку, как будто она была у нас перед глазами.
Немного подумав, генерал сказал:
- Давайте ваши вопросы.
Первый вопрос был: за что он получил звание Героя Советского Союза? И вот тут мы узнали, что оказывается, не одни Чкалов и Громов совершали беспосадочные перелеты в Америку, что и Коккинаки тоже туда летал, и не только туда, а и к Тихому океану, над всей нашей страной. Вопросов было много, но генерал на все отвечал подробно. Незаметно закончился второй урок, Коккинаки извинился, что не может продолжить беседу, и вышел из класса.
Несколько слов об этом удивительном человеке. Их было два брата, и оба летчики-испытатели, и оба Герои Советского Союза, только Владимир был генералом, и через несколько месяцев после нашей встречи был удостоен второго звания Героя Советского Союза, а его младший брат Константин был полковником и Золотую Звезду имел одну.
Итак, Владимир Константинович родился в 1904 году в Новороссийске в семье обрусевших понтийских греков, откуда и необычность фамилии. Окончил 3 класса начальной школы, после чего работал матросом и грузчиком в порту. С 1925 года вся его жизнь связана с армией. Вначале срочная служба в пехоте, затем учеба в Ленинградской военно-теоретической школе ВВС и Борисоглебской школе летчиков. В дальнейшем была служба в строевых частях ВВС, где он себя проявил настолько хорошо, что его направили служить летчиком-инструктором в ту самую Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, недавним выпускником которой он был сам. С 1932 по 1964 год он служил летчиком-испытателем ОКБ Илюшина, подняв в небо все типы и модификации самолетов, разработанных и выпущенных в этом ОКБ, как военных, так и пассажирских.
Дальше простое перечисление: им установлено 20 официальных мировых рекордов скорости и грузоподъемности, к ним надо добавить самый первый, еще неофициальный мировой рекорд высоты, когда он в 1935 году достиг немыслимых по тем временам 14,5 тысяч метров, он был первым в мире летчиком, выполнившим мертвую петлю Нестерова на двухмоторном самолете, до него считалось, что это невозможно. Владимир Константинович — заслуженный летчик-испытатель, заслуженный мастер спорта, лауреат Ленинской премии, награжден 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, 4 орденами Красной Звезды, множеством медалей, в том числе иностранными наградами, ну, а о медали «За отвагу» я уже упоминал. В 1965 году был удостоен очень редкого отличия — Золотой авиационной медали ФАИ (Международной авиационной федерации, президентом которой он был в течение многих лет).
Отдельного упоминания заслуживают его дальние беспосадочные перелеты — в июне 1938 года по маршруту Москва — Спасск-Дальний, расположенный в Приморье, протяженностью по прямой 6850 километров. Именно за этот перелет ему присвоили первый раз звание Героя Советского Союза и вручили медаль Золотая Звезда за № 77.
В апреле 1939 года он на том же самом самолете ОКБ Илюшина совершил новый подвиг — беспосадочный перелет по маршруту Москва — Новгород — Хельсинки — Тронхейм — остров Исландия — мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) — США (остров Мискоу), протяженностью 6516 километров по прямой.
Тут надо добавить, что именно этот маршрут признан наилучшим для трансатлантических перелетов и именно по нему до сих пор летают все самолеты из Северной Европы в Нью-Йорк и обратно. В 1965 году решением Международной Авиатранспортной ассоциации Владимир Константинович награжден бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров» как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.
Умер великий летчик в 1985 году и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.