Обрисуем вкратце жизнь императорской семьи не по советским учебникам. Заглянем «по ту сторону баррикад». Поговорим о том, чего мы не знали или не хотели знать…
Младшая дочь, Анастасия, «швибзик» по прозвищу, данному сёстрами. По воспоминаниям Офросимовой Софьи Яковлевны, фрейлины императрицы, она отличалась энергичностью, любознательностью. Мария — третья дочь императора. Отличалась весёлым лёгким характером и постоянно улыбалась окружающим. Несмотря на разницу в возрасте, она целиком подчинялась младшей сестре — постреленку (так ласково называла Анастасию императрица Александра Фёдоровна). Великий князь Владимир Александрович, брат Александра III, Марию и Анастасию называл «маленькой парой» в противопоставление «большой паре» — Ольге и Татьяне.
Со слов фрейлины Анны Вырубовой, старшая дочь, Ольга, росла очень доброй и отзывчивой. Она глубоко переживала чужие несчастья и всегда старалась помочь. Стоит отметить, что она единственная из четырёх сестёр могла открыто возражать отцу с матерью и очень неохотно покорялась родительской воле, если этого требовали обстоятельства. Учительница императорских детей
Алексей Николаевич — наследник, младший ребенок последнего императора. Нередко говаривал: «Когда я стану царём, бедных и несчастных в России не будет!» Как такие слова могли прийти в голову юному, не имевшему серьёзного опыта жизни мальчику? Мудрость. Глубокая мудрость и доброта, лучившаяся, как и у отца, в бездне светло-голубых, сияющих глазах. Алексей был болен гемофилией. Несмотря на страшную болезнь и мучительные страдания, он улыбался. Из воспоминаний Соколова Николая Алексеевича, следователя по делу убийства царской семьи, он постоянно мастерил макеты кораблей, мечтая стать, как все мальчишки, то кораблестроителем и капитаном одновременно, то писателем, то врачом, чтобы вылечить все человечество.
Со слов Юлии Александровны Ден, подруги государыни, императрица Александра Фёдоровна, нежно любила всю семью, включая и свою родную сестру, супругу великого князя Сергея Александровича. Есть немало фото, где обе сестры простодушно целуются с супругами, а посередине, раскинувшая руки как птица — сияющая и счастливая «одинокая» сестра Николая Александровича… Сегодня бы сказали: «Мейнстрим гламурного фото». Такими современными понятиями и не очертить всей глубины того, что мы видим в этих фотоальбомах. И таких, чуть наивных и величественно добрых, фото — немало.
Семью последнего императора Российской империи можно назвать абсолютно обычной, русской, православной семьей. Эта обычная семья никогда и никому не желала зла. Всегда, наоборот, старалась помочь и дать все лучшее своему народу. Об этом свидетельствуют многочисленные воспоминания их современников. Но не только тех, имена которых у всех на слуху.
Семен Павлович Павлов, раненый в январе 1916 года во времена Первой мировой войны, попал в собственный Её Величества лазарет в Царском Селе. В своем дневнике он писал: «В Дворцовом лазарете № 3 я пролежал с 3 февраля 1916 года по 3 марта 1917 года, то есть целых 13 месяцев. Летом 1916 года в день двухлетнего юбилея лазарет был переименован в Собственный Ее Величества лазарет и в буквальном и переносном смысле. В переносном потому, что он находился под непосредственным покровительством Государыни Императрицы Александры Феодоровны, а в буквальном — потому, что в нем работали Государыня и Ее две старшие Дочери, как самые обыкновенные сестры милосердия».
В 1981 году императорская семья была причислена к лику мучеников Русской православной церковью заграницей, а в 2000 году, после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в России, была канонизирована Русской православной церковью, и в настоящий момент почитаются ею как «Царственные страстотерпцы». Почему об этом не пишут в учебниках?