Самолет был цельнометаллический и имел восемь двигателей по 900 лошадиных сил каждый. Первоначально на «Максима Горького» планировалось поставить шесть более мощных двигателей. Но потом оказалось: их разработчики не успевают сделать свою работу в срок. Тогда еще два двигателя установили на консоли над кабиной экипажа, как бы «спиной друг к другу». Это не испортило внешний вид самолета, наоборот, сделало его еще более внушительным.
Самолет мог летать и днем, и ночью. Впервые в практике советского авиастроения на нем был поставлен автопилот. Для отдыха экипажа и пассажиров в крыльях были сделаны двухэтажные кровати. На борту «Максима Горького» находилась типография, кинопередвижка, небольшая электростанция. И, конечно, громкоговорящая установка, чтобы вещать с неба на землю. Когда 19 июня 1934 года во время торжественной встречи челюскинцев, огромный самолет в сопровождении двух истребителей, пролетел над Красной площадью, а летчик М. Громов с неба провозгласил здравицу в честь героев и, конечно, в честь товарища Сталина, это произвело огромное впечатление.
Казалось бы, «Максиму Горькому» суждена долгая и славная жизнь. Таких самолетов будет построена целая эскадрилья, и пусть дрожат враги! Его еще сто раз снимут в кино, прославят фотографиями, нарисуют на плакатах!
На плакатах АНТ-20, конечно, рисовали. Но самый красивый его портрет оставил нам художник Василий Купцов. Краснозвездный красавец-самолет — в небе над Ленинградом. Рядом — два сопровождающих истребителя. Внизу — синяя Нева, стрелка Васильевского острова, Зимний дворец, выкрашенный в непривычный нашему глазу красно-коричневый цвет. И разноцветные купола парашютов. Красотища и праздник! Фантастично!
Фантастично, в прямом смысле этого слова. Потому что АНТ-20 над Ленинградом никогда не летал. Его жизнь в небе оказалась на удивление короткой.
18 мая 1935 года самолет «Максим Горький» должен был совершить еще один демонстрационный полет, после чего его передавали в качестве первого самолета в состав новой эскадрильи имени М. Горького. Лучших работников ЦАГИ вместе с членами семей премировали полетом над Москвой.
Как положено, самолет-гигант сопровождали два истребителя. В одном из них сидел кинооператор, который должен был запечатлеть исторический полет. Другому самолету, легкому, как оса, истребителю И-5, следовало лететь рядом с АНТ-20. Истребитель на фоне «Максима Горького» должен был продемонстрировать кинозрителям реальные масштабы нового самолета. Летчик И-5 решил совершить мертвую петлю вокруг крыла АНТ-20. Эффектный трюк не получился. В верхней точке мертвой петли самолет завис, потерял скорость и рухнул на медленно пролетавшего под ним «Максима Горького». От этого удара гигантский самолет начал разваливаться в воздухе и рухнул на землю. Все, кто был на борту (в их числе 6 детей) погибли.
Жизнь художника Василия Купцова продлилась не намного дольше жизни полюбившегося ему самолета. В октябре 1935 года к нему пришли с ночным обыском. Искали-искали всю ночь, нашли несколько сомнительных в идеологическом отношении книг. В том числе и переписанную от руки
От короткой жизни Василия Купцова осталось несколько картин, три из них, самые красочные — на тему «Большевики штурмуют небо»: самолеты, дирижабли, парашюты. Очень красиво и почему-то грустно от того, что праздника, которого так желал художник, не получилось.