Хильдегарда Бингенская. Гений средневековья?

Реклама
Профессионал

Феминизм — сегодня почти ругательное слово. И женщина-личность, стремящаяся оставить в истории, науке, культуре серьезный след, вызывает скепсис и ехидную усмешку. Ну-ну, мол. Зато «Kinder, Küche, Kirche» (дети, кухня, церковь) — ну, еще Kleider (платья) — как кредо и привычный удел дам всеми понятно и одобряемо.

Hildegard von Bingen, Хильдегарда Бингенская

Кажется, что женщину, веками задавленную бесправием, ничто другое не касалось и не могло интересовать, и лишь на заре социализма она начала пытаться заявить о своих правах. Ведь испокон веков именно мужчины творили и писали историю, упорно умалчивая о достижениях женщин, будто их вовсе и не было.

Реклама

Однако — сюрприз! — есть-таки документальные свидетельства того, что даже в периоды ранней истории были удивительные, достойные уважения и восхищения леди, фрау и мадам.

Яркий пример такой необыкновенной женщины — Hildegard von Bingen, Хильдегарда Бингенская, Рейнская Сивилла (предсказательница) (1098−1179), аббатесса бенедиктинского монастыря, редкостный многопрофильный талант — писатель, поэт, лингвист, художник, композитор, ученая, философ, врач, натуралист, ясновидящая, христианский мистик, эрудит и, наконец, просто красавица.

Эту удивительную женщину внимательно слушала и церковная элита, и императоры, хотя в мрачном XII веке (!) могли попросту сжечь на костре, ведь обычные женщины Cредневековья действительно не имели права голоса.

Реклама

Хильдегарда родилась десятым, очень слабым, болезненным ребенком в семье дворян Хильдеберта и Мехтильды, служивших графам фон Шпонхайм. С трехлетнего возраста ее начали посещать видения, в 8 лет она была отдана на воспитание монахине Ютте фон Шпонхайм, сестре графа. Когда девочке исполнилось 14, они с Юттой переселились в женский скит при мужском бенедиктинском монастыре.

Хильдегарда изучала Библию, песнопения и молитвы бенедиктинцев, латинскую патристику и свободные искусства.

В 1136 году после смерти Ютты Хильдегарда приняла руководство женской монашеской общиной в составе десятка монахинь. К 1152 году при ее содействии для общины был построен монастырь Рупертсберг под Бингеном, на перекрестке торговых и паломнических путей, где неподалеку находилась штаб-квартира влиятельного архиепископства, ближе к миру, где была возможность получать последние новости из области различных наук, где был лучший доступ к интеллектуальным богатствам эпохи.

Реклама

В 1165 году в Айбингене был создан филиал ее монастыря, принимавший послушниц любого происхождения и сохранившийся по сей день.

Под ее началом в монастыре сформировалась жизнерадостная девичья коммуна. Хильдегарда говорила, что в раю не было уродства, поэтому «девственницы с правом на райскую прописку могут наслаждаться своей красотой». Хильдегарда отвергала установку бенедиктинского ордена на строгий аскетизм и самобичевание. Черпать и радость в религии позволяла другая, жизнеутверждающая установка.

Хильдегарда — автор жизнеописания святых, трактатов по медицине и траволечению, по истории, по космологии. Она писала о том, что человек — это микрокосмос, о временных циклах вселенной. Задолго до Ньютона средневековая монахиня изложила закон всемирного тяготения, за полвека до Галилея описала нашу планету как вращающийся шар, за 700 лет до Эрстеда и Ампера заговорила о магнитных полях.

Реклама

И иллюстрировала свои трактаты Хильдегарда тоже сама — например, изобразила карту вселенной и необыкновенно филигранные сложные мандалы, не уступающие тибетским. На одной из них — человек в сердце Космоса. Через 300 лет появился очень похожий на него знаменитый Витрувианский человек Леонардо да Винчи — рисунок канонических пропорций вписанного в круг и квадрат тела.

Хильдегарда написала «Книгу о внутренней сущности различных природных созданий» (Liber subtilitatum diversarum naturarum creaturarum), известную в двух частях: «Книга о простой медицине» (Liber simplicis medicinae), или «Физика», и «Книга об искусстве исцеления» (Liber compositae medicinae, или Causae et curae), где есть информация и советы, не потерявшие своей актуальности даже сегодня.

Реклама

Хильдегарда проповедовала целостный подход к лечению человека, согласно которому его необходимо рассматривать в совокупности физической, психической и душевной сфер. Девиз такой концепции: «Сначала выздоравливает душа, за ней и тело». Кроме того, Хильдегарда предостерегала, что природа (в тогдашней лексике — «элементы») может направить свою силу против человека, вплоть до его уничтожения, в случае если человек не перестанет систематически ее разрушать.

Лечебна и музыка Хильдегарды, «таинственно изукрашенная многими чудесами». Слушать ее особенно рекомендуется людям с расстройствами психики, страдающим бессонницей. В книге «Жизнь после смерти» Роберт А. Уилсон написал, что «Хильдегарда Бингенская написала больше первоклассной музыки, чем Моцарт, Бах и Скотт Джоплин, вместе взяты».

Реклама

Хильдегарда — автор и кулинарных рецептов. Как целитель и знахарь она использовала наговоренный хлеб и овсянку, школьникам рекомендовала «вразумляющее печенье», улучшающее работу головного мозга, а своим послушницам — хорошее пиво.

Современник Хильдегарды Гибер из Жанблу писал, что она первая после Девы Марии смогла возвеличить женщину своими трудами. Хильдегарду называли «сияющий блеск священной религии».

При том что смелая женщина открыто критиковала существующую политику за излишнюю жестокость, абсурдность, инквизицию, общением с ней гордились самые знаменитые люди — например, вел переписку сам Фридрих Барбаросса, император Священной Римской Империи, соратник короля Ричарда Львиное Сердце. Переписывалась она и с несколькими Римскими Папами.

Прожила Хильдегарда 81 год. После смерти тремя Папами и Церковным собором ее откровения были признаны достоверными.

Судьба Хильдегарды как женщины была не слишком радостной, ей суждено было провести жизнь в уединении в монастыре, из которого нет дороги обратно. Kinder и семейная Küche ее не коснулись, однако она прожила такую интересную и насыщенную жизнь, что позавидует любая домохозяйка.

Реклама