Сами кировоградцы на красоту зданий на улице Дворцовой, например, обращают мало внимания — привыкли уже, и мало кто знает, сколько сил было приложено для того, чтобы в степях появился город, который вошел в перечень «Маленьких Парижей». Так отзывались в ХІХ веке не только о Елисаветграде, но приятно, что город получил такой своеобразный статус.
А ведь основание Елисаветграда было сопряжено со многими трудностями. Город 8 раз сгорал дотла и несколько раз претерпевал разрушения из-за разлива реки Ингул, о которых писали многие крупные газеты того времени. Люди не успевали строить капитальные здания, да у многих и финансовое состояние было не то, чтобы строить на века, поэтому первые жители города строили, как правило, дома и лавки из глины и дерева с крышами из соломы или камыша. Такой дом был доступен большинству жителей, но его долговечность оставляла желать лучшего.
После пожара 1798 года император Павел даже выделил пострадавшему городу 100 тысяч рублей ссуды под 10% годовых, причем набежавшие проценты не изъяли в государственную казну, а были оставлены городу, как сказали бы сейчас, «в резервный фонд». Именно благодаря этим деньгам и выплатам страховых компаний в Елисаветграде начали более активно строить из камня и кирпича, но до строительства архитектурных шедевров было еще далеко.
Впрочем, не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1849 году во время расследования дела Петрашевского был арестован вместо своего старшего брата Михаила Андрей Достоевский, который провел в застенках 13 дней. Ошибка, в конце концов, была исправлена, а самого молодого архитектора, по всей вероятности, в качестве извинений, назначили на должность главного архитектора небольшого военного города Елисаветграда. И должностью наделили неплохой вроде бы, и с глаз долой убрали от столичной жизни подальше.
И здесь Андрей Михайлович оставил о себе добрую память на несколько столетий. Сначала молодой архитектор был поражен бедственным состоянием города, но деятельная натура не позволила ему долго унывать, тем более что через год после приезда в Елисаветград он женился и нужно было работать над тем, чтобы его семья жила в нормальном городе, а не поселении постоянных авралов. Елисаветградские успехи талантливого инженера и человека с изысканным чувством прекрасного стали первой ступенькой в карьере (а дослужился Андрей Михайлович, ни много ни мало, до губернского архитектора, правда, уже в Ярославской губернии).
Первым делом Андрей Достоевский начал бороться за профилактику пожаров. Именно он начал требовать строительства кирпичных и каменных домов, в частности распорядился, чтобы на Дворцовой строили здания только те люди, которые могли заказать дома по индивидуальным проектам, не ниже двух этажей, с красивой отделкой, с обязательной мраморной лестницей от парадного входа. Интересно, что при одинаковом количестве этажей дома могут существенно отличаться «по росту». Высота зданий зависела не от предназначения дома, а от состоятельности заказчика.
Дорогу на Дворцовой вымостили камнем, и она стала любимым местом прогулок елисаветградских красавиц, тем более что начинается улица у царского дворца, а значит, вероятность поразить сердце кого-то из бравых военных здесь всегда была очень велика.
Самое смешное, что уже после того, как был введен своеобразный мораторий на строительство из пожароопасных материалов, городская пожарная служба достаточно долго базировалась в деревянной постройке.
Вторым нововведением в городе стало централизованное водоснабжение. До сих пор в некоторых домах сохранилось «поступление воды неизвестно откуда». Старожилы говорят, что водопровод проложен от подземных источников, а трубы были созданы из обработанной каким-то образом дубовой древесины. Иногда, когда коммунальные службы проводят ремонт подземных сетей, они находят остатки самого старого действующего водопровода города, но проследить пути его следования не представляется возможным, остается только радоваться, что сеть успешно выполняет свои функции уже второе столетие.
Шедевром инженерной мысли стала также тюрьма, построенная во времена, когда город расстраивал Андрей Достоевский. Сейчас в Исправительной колонии № 6 заключенные живут в памятнике архитектуры, откуда за все время существования тюрьмы не было ни одного побега!
А вы готовы оставить по себе добрую память на несколько столетий?