Природа наделила ее даром, который мог позволить ей исполнить мечту. Елизавета Мартынова была талантлива. Недаром она не только поступила в Императорскую Академию Художеств в 1890 году, но и успешно закончила ее со свидетельством на право преподавания. Мартынова была одной из первых женщин-художников, удостоившихся этой чести. Нельзя забывать, что в то время женщин практически не допускали до обучения в Академии. Живопись — прерогатива мужчин. Таков был жестокий закон мира искусств.
Мартынова пошла против этого закона. Я не знаю, сохранились ли работы Мартыновой и можно ли их где-то увидеть. Я не нашла такой информации, к сожалению. Зато ее любили рисовать друзья-художники. Кроме Сомова, ее рисовали Иосиф Браз, Лев Бакст и Филипп Малявин.
Но наиболее известна, конечно, картина Константина Сомова «Дама в голубом». Картина писалась в течение трех лет — с 1897 по 1900 годы. Причина этого в болезни Елизаветы Мартыноыой. Туберкулез. Да, у нее была та страшная болезнь, что унесла так много талантов в молодом возрасте. Болезнь прогрессировала, Елизавете приходилось уезжать на лечение за границу. Но по возвращении работа над портретом продолжалась, и он все-таки был закончен.
Картину «Дама в голубом» критики единодушно называют Символом эпохи Серебряного века, лучшей работой Сомова. Картина необычна. Сомов в ней противопоставляет прошлое и настоящее — старинный парк, старинный наряд и современная женщина в нем со своим духовным миром. Хрупкая, печальная, бледная, с потрескавшимися губами, воспаленным блеском в глазах и нездоровым румянцем на щеках. И бесконечно одинокая. Сомов словно идеализирует ее одиночество и болезненность, поэтизирует их. Роскошное голубое платье лишь подчеркивает отрешенность героини от сего мира.
Портрет Мартыновой был воспринят некоторыми друзьями негативно. Ведь большинство из них знали Елизавету совсем другой — веселой, беззаботной, общительной. Известны слова подруги Мартыновой М. Ямщиковой: «Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?»
Видимо, Сомов сумел увидеть глубинное. Говорят, что Елизавета Мартынова была едва ли не единственной женщиной, к которой Сомов испытывал влечение.
Впервые на суд зрителей картина под названием «Портрет» (название «Дама в голубом» появилось позже) появилась в 1900 году на выставке «Мир Искусств» и сразу же привлекла к себе внимание. Сомову поступило выгодное предложение от членов совета Третьяковской Галереи о продаже этой картины в музей.
И вот тут произошла почти мистическая история.
Узнав, что Сомов ведет переговоры с Третьяковской галереей, Елизавета Мартынова категорически воспротивилась продаже. Она написала Сомову: «Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: „Вы не должны и не имеете права продать мой портрет“. Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…»
Что это было? Знак свыше? Предчувствие? Или всего лишь каприз?
Мартынова сама была художницей и прекрасно знала, что полотна пишутся для зрителя. А тут такая категоричность, почти требовательность.
Увы, Константин Сомов продал картину Третьяковской галерее. Нужны были деньги или на то были другие причины. Но в 1903 году картина Константина Сомова «Дама в голубом» была выставлена в Третьяковской галерее.
А вскоре после этого (точно не известно, то ли в том же 1903, то ли на следующий год) Елизавета Михайловна Мартынова умерла. Похоронили ее на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Ей было 37 лет.
Мечта Мартыновой исполнилась. Она прославилась. Не так, конечно, как хотела. Не как великая художница. Всего лишь в качестве «прекрасной незнакомки» Константина Сомова, в качестве «Дамы в голубом».