Вдруг на зеленых лужайках, раздвинув могучие дубы, поперли вверх фабричные трубы, символизирующие промышленную революцию. Революцию, наверное, самую бескровную из всех революций, происходивших в истории. И революцию, сильнее всего изменившую как самого человека, так и окружающий его мир.
В конце представления, после грандиозного рок-концерта вокруг стоявшего на сцене вполне себе традиционного английского домика, у этого домика реально улетела крыша. Да и сам домик тихонько вознесся следом, открыв глазам восторженных зрителей простой деревянный стол со старомодным компьютером на нем. Перед компьютером сидел совсем не старый человек в белом пиджаке, сэр Тимоти Джон Бернерс-Ли (Sir Timothy John Berners-Lee), изобретатель World Wide Web, Всемирной паутины.
— Кто это? — спросила меня племянница.
— Изобретатель Интернета, — сказал я.
— О! — восхитилась она в ответ. Моя племянница, девушка вполне современная и с Интернетом дружащая. Однако про сэра Тимоти она явно слышала впервые.
Подозреваю, что она тихонько думает, что Интернет был всегда. Как телевизор, как мобильный телефон.
Впрочем, назвав Т. Бернерса-Ли изобретателем Интернета, я, конечно, преувеличил. Интернет был благополучно изобретен до него. Сам Т. Бернерс-Ли когда-то пошутил, что называть его «изобретателем Интернета» почти то же самое, что называть «изобретателем электричества» человека, придумавшего холодильник. Главная заслуга этого ученого в том, что благодаря его трудам межкомпьютерная связь (а это и есть Интернет) стала привлекательной и необходимой для миллиардов людей.
И настолько повседневной, что эти миллиарды, практически не заметили недавно исполнившийся «круглый» день рождения этого великого изобретения. Мало кто вспомнил, что всего 20 лет назад,
Произошло это в Швейцарии, в Женеве, где находится Европейский центр ядерных исследований (CERN). Так что вклад небольшой альпийской республики в мировую науку и культуру не ограничивается шоколадом, сыром и часами с кукушкой.
CERN — флагман мировых физических исследований. Недавно его имя всплыло в новостных лентах в связи с сооружением адронного коллайдера. Что это за штука, мало кто представляет. Именно поэтому некоторое время коллайдер побыл всемирной страшилкой. Вот запустят коллайдер и ужо будет вам конец света…
Молодой математик и программист Тимоти Бернерс-Ли проработал в CERN полгода летом 1980 года и вернулся сюда еще раз через девять лет. В 1989 году его задачей было создание системы обмена данными о результатах физических экспериментов между сотрудниками центра. Электронная почта в CERN уже работала, но она могла передавать только текстовые сообщения. А графики? А фотографии? Фактически первоначально предполагалось усовершенствовать электронную почту так, чтобы с ее помощью можно было обмениваться еще и графической информацией.
При разработке системы Т. Бернерс-Ли сделал шаг, который сейчас кажется очевидным. Но в 1989 году таковым не казался. Более того, он казался шагом в неправильном направлении.
Тогда развитие Интернета виделось следующим образом. Каждый компьютер, подключенный к мировой Сети — как бы библиотека. На нем работает программа, обновляющая иерархический каталог доступных для обмена документов. Сторонний пользователь подключается к данному компьютеру, находит нужный документ с помощью каталога и скачивает этот документ к себе на компьютер. После чего, уже на компьютере пользователя, полученную информацию можно прочитать, если это текст, или рассмотреть, если это картинка. Скачивание звуковых файлов тоже было возможно, но звук на компьютере еще считался экзотикой.
Подобная система казалась естественной и единственно возможной. Даже делались попытки объединения локальных каталогов в генеральный глобальный каталог (ау, Google!). Пойди развитие информационных технологий по этому, «библиотечному», пути, неквалифицированному пользователю было бы трудно, а главное, скучно заниматься бесконечным информационным поиском. Мало того, такая «всемирная библиотека» была бы неэффективна. Элементарный запрос потребовал бы изрядного времени для ответа. Причем при увеличении количества информации во «всемирной библиотеке» время ответа резко бы увеличивалось. Интернет так бы и остался зоной, где резвились бы высоколобые чудики.
Зато начальников всех уровней подобное устройство всемирной информационной Сети избавило бы от нынешнего кошмара: неизбежной утечки информации в Интернет. При иерархическом построении каталогов перекрыть доступ к тому или иному информационному ресурсу — пара пустяков. И устроить «электронный спецхран» очень даже просто. Нажал на кнопочку — нет документа. Нет документа — нет проблемы.
Так в чем же была суть предложения Тима Бернерса-Ли? Каждому документу, находящемуся на любом из компьютеров, подключенных ко Всемирной сети, он предложил поставить в соответствие специальный уникальный адрес, единый указатель ресурсов (Uniform Resource Locator, URL). С помощью этого адреса можно было легко отыскать любой документ, где бы в Сети он ни находился. Кроме того, Т. Бернерс-Ли разработал специальный протокол связи (
Самое явное следствие изобретений Тима Бернерса-Ли — появление гиперссылок на документы, которые могут находиться на любом из компьютеров-серверов, подсоединенных ко Всемирной сети. Нажатие на такую гиперссылку приводило к последовательности автоматически выполняемых операций, в результате которых на экране компьютера-клиента появлялось изображение требуемого документа. Просто и ясно! После этого уже никто не мог бы остановить распространение Интернета по миру.
Тим Бернерс-Ли принципиально не запатентовал ни одно из своих изобретений. По его мнению, информация должна быть доступна для всех и не следует делать ее предметом купли-продажи. Может быть, поэтому он менее богат и менее известен, чем Билл Гейтс, Марк Цукерберг или хозяева Google. Но это не мешает ему жить в согласии с самим собой и получать удовольствие от жизни.
Именно такое пожелание я получил в свой недавний день рождения от одной из подруг. И именно этого хотел бы пожелать в день рождения своему ровеснику, сэру Тимоти Бернерсу-Ли. Которому 8 июня исполнится всего-навсего 58 лет.