После свадебного путешествия в Европу муж привез ее в поселок Бежицу, что под Брянском, и княгиня вскоре построила там школу, ремесленное училище, дешевые столовые и магазины, клуб.
Ничуть не смущаясь прозвищем «странной барыни» и сопротивлением чиновничества, добилась сначала выделения рабочим земли и пособий для строительства личного жилья, а затем — запрета труда малолетних.
Переехав в Петербург, устроила дома студию по подготовке талантливой молодежи для Академии художеств под патронажем
Семейная жизнь Тенишевых не была безоблачной. Две сильные натуры, не отличавшиеся кротостью нрава, порой ссорились. Вячеслав Николаевич не одобрял, например, дружбу жены с художниками, считал некоторые из ее финансовых проектов излишними. Тем не менее, он не только предоставлял ей деньги, но и был духовной опорой в жизни.
В 1893 г. в приобретенном имении Талашкино (оставив его под управлением Киту) М. Тенишева учредила художественно-промышленные мастерские: столярную, резьбы и росписи по дереву, чеканки по металлу, керамическую, окраски тканей и вышивания. Заведовал ими художник С.Малютин. А затем на соседнем хуторе Фленово организовала сельскохозяйственную школу с лучшими учителями, уникальной библиотекой, новейшими технологиями.
Сюда приезжали А. Бенуа, В. Васнецов, М. Врубель, К. Коровин, В. Поленов, В. Серов, Н. Рерих и др.,
Кроме того, княгиня организовала оркестр народных инструментов, детский хор, студию художественного слова. И театр (200 зрительских мест!), где ставили
В 1900 г.
Целеустремленность этой женщины была поистине удивительной: «заболев» эмалью, прошла выучку у мировой знаменитости Ренэ Лалика, сумела получить более 200 новых оттенков непрозрачных эмалей, защитить диссертацию «Эмаль и инкрустация», стать одним из лучших мастеров Европы, получить статус почетного члена Римского археологического общества, а также членство в нескольких европейских академиях.
Когда увлеклась коллекционированием, то собрала богатейшую коллекцию живописи, фарфора, скульптуры, ювелирных украшений, предметов старины. Русскую и зарубежную графику (500 работ) подарила Русскому музею, а собрание, которое оценивалось в несколько миллионов рублей — Смоленску, да еще и, купив землю, выстроила музейное здание для хранения и показа экспозиции. И устроила вместе с
Субсидировала журнал «Мир искусства» вместе с С. Мамонтовым, оказывала материальную поддержку художникам (например, А. Бенуа). Во время I Мировой войны она открыла лазарет.
В 1917-м все рассыпалось… Тенишева оказалась в Париже вместе с дочерью Елизаветой Вячеславовной и Киту. Вместе с ними устроила «малое Талашкино», наладила обучение детей эмигрантов эмальерному искусству, готовила театральные костюмы (например, для «Снегурочки»). Работала неустанно, изумляя окружающих трудолюбием, до самой смерти, наступившей в 1928 г.
В 1930 г. в Праге ученики Марии Клавдиевны восстановили и издали ее диссертацию, в 1933 г. во Франции была опубликована ее книга «Впечатления моей жизни» (у нас — в 1991 г.).
В 1950-е гг. ее знакомые передали Смоленску драгоценности, оставленные княгиней перед отъездом в Париж. Удивительное дело — честь и достоинство: даже в голодные военные годы они не посягнули на то, что было доверено, не присвоили ни одного предмета, указанного в описи, составленной самой владелицей!
В наши дни 1 июня, день рождения