Как говорится, не на того напала. Сергей Петрович, красавец мужчина в полном расцвете лет, пользовался среди свердловской публики, а в особенности ее прелестной части, неимоверным успехом. И даже рождение сына не изменило его привычек и отношения к жизни. Он все так же порхал, как бабочка, с цветка на цветок, отвечая на неземные страсти поклонниц. Все эти бутылочки, пеленки, детский плач настолько раздражали Казанову свердловского разлива, что не прошло и нескольких месяцев, как отца-молодца уже и след простыл! Улетел опылять другой цветник. И даже преуспел по части деторождения, подарив во втором браке своей новой супруге дочь и сына.
А что же маленький Саша? Он первое время рос без отца. И, как следствие, оказался на попечении женской половины своей семьи — бабушки, тетушки и мамы. Оттуда и пошло это трогательное и беззащитное — «Шурик». Нет, с отцом ему тоже позволяли видеться, причем чаще всего это происходило «не отходя от кассы», то бишь за кулисами оперного театра или консерватории, где Сергей Петрович преподавал вокал. И эти многочисленные уроки сольфеджио не могли не притягивать маленького Сашу — ему тоже захотелось стать музыкантом и хоть чуточку походить на яркого, темпераментного отца.
Между тем, и вторая жена так и не смогла удержать в руках свое сокровище. Как-то, когда за Шуриком пришла мама, бывшие супруги по-новому пристально взглянули друг другу в глаза и вдруг поняли, какую чудовищную ошибку совершили, расставшись. Вскоре произошло торжественное возвращение «блудного отца» в лоно семейства. А у Шурика появились еще две сестры — Наталья и Татьяна. Забегая вперед, скажу, что все пятеро детей Сергея Петровича через всю свою жизнь пронесли крепкую и трогательную дружбу.
Но вернемся к Саше. В трудные послевоенные годы, в отличие от наших относительно благополучных времен, подрастающему поколению уделяли гораздо больше внимания. В многочисленных Дворцах пионерах и Домах культуры работали различные кружки, и порой мальчишки и девчонки умудрялись загружать свою неделю по максимуму. Один день — занятие в музыкальной школе, второй — в литературном кружке, третий — футбольные тренировки
Но в душе он хотел быть артистом, как отец. И даже очередной уход Сергея Петровича в третью семью не поколебал решения Демьяненко-младшего играть на сцене. И судьба, казалось бы, давала ему шансы — в 1954 году в Свердловск приехала приемная комиссия знаменитого ГИТИСа. Отправился на просмотр и Саша. Но, как говорят спортсмены, перегорел, не смог ярко продемонстрировать свой талант. Три тура успешно прошел, а на четвертом срезался. Его попросту не заметили…
А спустя некоторое время под давлением «женской половины семьи» и любимой девушки (да-да, не удивляйтесь, несмотря на молодость, и у Саши уже были свои поклонницы), он принял решение поступить в Свердловский университет, на юридический факультет. Экзамены сдал успешно, а вот задержался в вузе только на один семестр. И хотя сессию не завалил, но и продолжать учебу не стал, как ни уговаривали…
Велика Россия, а хочется в Москву. Летом 1955 года Саша приезжает покорять столицу и подает заявление сразу в два театральных вуза — ГИТИС и Щукинское. И принимают его сразу и там, и там. А в Свердловск летит телеграмма: «Победа! Принят ГИТИС и Щукинское. Остаюсь ГИТИСе».
Почему именно ГИТИС? Этому есть простое объяснение — именно здесь в конце 20-х годов учился Сергей Петрович. Саша решил повторить этот путь…
Яркие способности Саши проявились практически сразу. Он не был зажатым, умел выплеснуть все без остатка. И очень тонко подмечал то, на что другие не обращали внимания. Мимику, жесты, манеру говорить, походку героев того или иного амплуа. И все бы ничего, да вот любовь иногда затмевала рассудок. И тогда Демьяненко поднимал руку на лекции: «Можно выйти?». А уже через несколько часов он выходил на заснеженный перрон Свердловского железнодорожного вокзала.
Такие фокусы очень не нравились руководству ГИТИСа. И если бы не авторитет его наставника профессора Иосифа Раевского, который души не чаял в Демьяненко, его не раз могли бы отчислить. Но Раевский был терпелив к своему ученику. Он не ругал его, а уговаривал: «Саша, ну хотя бы на „мастерство“ останьтесь…»
Александр Демьяненко начал сниматься в кино рано — уже на втором курсе, когда режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов предложили ему роль Мити в картине «Ветер», завершающей комсомольскую трилогию, начатую фильмами «Тревожная молодость» и «Павел Корчагин». Было это в 1958 году. И эта роль оказалась заметной — молодого актера все чаще и чаще начали приглашать в кино. А в 1961 году Демьяненко сыграл одну из самых заметных своих «дошуриковских» ролей — Диму Горина в картине «Карьера Димы Горина». Он стал узнаваемым. И когда Гайдай в 1964 году решил снимать фильм об интеллигентном студенте-очкарике, о Демьяненко вспомнили именно по роли Димы.
Нет смысла пересказывать всю биографию Александра Сергеевича. Достаточно напомнить, что всего у него было 73 роли в кино. Но о нескольких малоизвестных фактах я все-таки скажу. Во-первых, в молодости Демьяненко очень раздражало, что он навсегда в глазах зрителей остался Шуриком, а во-вторых, он никогда не был блондином — парикмахерам приходилось его перекрашивать. От природы у Александра были густые темные волосы, с проседью.
Остается рассказать немного о личной жизни актера. В 21 год он женился на своей свердловской подружке, девочке из драматического кружка, с которой прожил 16 лет. В 37 лет он с одним чемоданчиком перебрался к Людмиле, с которой познакомился на озвучке западных фильмов на студии «Ленфильм». Вместе они прожили 24 года, до самой смерти великого артиста.
Ушел он жизни очень неожиданно. На съемках сериала «Клубничка» у Александра Сергеевича произошло отслоение сетчатки. Правый глаз перестал видеть. Ему сделали операцию, но он очень долго отходил от наркоза. А дальше — инфаркт и необходимость в срочной операции — коронарном шунтировании. Врачи назначили операцию на 1 сентября 1999 года, когда хирурги вернутся из отпусков. Не успели. В те дни в Москве стояла страшная жара, она-то и доконала Демьяненко.
Он скончался 22 августа. Проститься с ним пришли тысячи людей…