Биографическая справка:
Гоар Микаэловна (Михайловна) Гаспарян (урожденная Хачатрян) — армянская певица (сопрано), народная артистка СССР и АССР, Герой социалистического труда, Кавалер ордена Месропа Маштоца, профессор Ереванской консерватории. Родилась в Каире в 1924 году, там же окончила школу и получила музыкальное образование. В 1948 году переехала в Армению, и с 1949 года 25-летняя Гоар начала петь в Ереванском государственном академическом театре оперы и балета имени Ал. Спендиарова.
Географию гастролей блистательной Гоар Гаспарян нельзя уместить в несколько строчек, но куда бы она ни выезжала, ее всегда тянуло на Родину, в Армению… Из окон ее дома на проспекте Баграмяна открывался великолепнейший вид на Арарат — утерянный территориально, но сохраненный в сердце каждого армянина символ древнего народа.
Розина… Виолетта… Джульетта… Олимпия… Недда… Джильда… Маргарита… Лючия… Ануш… Норма… В каждый образ Гоар вживалась, передавая чувства своих героинь взволнованному слушателю… «Пение — главный смысл моей жизни, цель моего существования, и я живу ради моего искусства. Мой девиз не удивлять, а волновать», — говорила Гоар.
Сможет ли кто-либо еще взять ноту «соль» третьей октавы, как Гоар Гаспарян?! Диапазон ее голоса на три-четыре ноты выше диапазона всемирно известных певиц, а тембр… своеобразный, узнаваемый с первой ноты.
Более трех тысяч восторженных отзывов и публикаций из разных уголков мира хранит архив. Божественный талант и истинное мастерство великой Гоар Гаспарян восхищало как простого слушателя, так специалистов и музыкальных критиков.
14 декабря 2004 года Гоар Гаспарян исполнилось 80 лет. В тот день она вышла на сцену…
Это был первый день рождения, который она встретила без дорогого супруга — Тиграна Левоняна, с которым прожила 47 лет в счастье и любви, несмотря на то, что их «неравным» отношениям пророчили скорый конец (Тигран намного моложе Гоар и на тот момент был учеником великой певицы). Мистика или простое совпадение, они родились в один день — 14 декабря…
Боль утраты не покидала Гоар до самых последних дней. И возможно, она прожила бы дольше, если бы не смерть супруга…
Тигран Левонян был талантливейшим учеником Гоар, оперным певцом и режиссером, а с 1990 по 1999 гг. художественным руководителем театра оперы и балета им. Спендиарова. Под его руководством поставлены в новой редакции «Аршак II» и «Карине» Чухаджяна, «Ануш» Тиграняна, «Паяцы» Леонкавалло, «Отелло» Верди, «Полиутто» Доницетти.
Тигран Левонян в своей книге «Моя Ануш» писал: «Если говорить о главном этапно-эталонном явлении нашей вокальной школы, то это, безусловно, Гоар Гаспарян. Сегодня нам чрезвычайно важно осознать, что есть еще явление, которому, как Тавризяну, суждено оставаться в единственном числе. Как человеку, который достиг вершины Арарата и который, оглядевшись, видит, что рядом нет никого…»
Она, великая Гоар Гаспарян, достигла вершины… и в последние годы жизни была одна в своей любви… А у подножия ее Арарата — великое множество почитателей божественного таланта…
Пантеон имени Комитаса принял Гоар Гаспарян… И сады Армении замолкли…