Первых учеников было всего двадцать два. Но через несколько недель их количество утроилось. Лев Николаевич верил, что образование не может быть насильственным и что оно должно доставлять радость ученикам.
Не стадо для пастыря, а пастырь для стада
Занятия в его школе начинались утром с перерывом на обед и отдых. Каждый сидел, где хотел — за столом, на подоконнике, на полу, или даже в кресле-качалке мэтра, и мог по желанию приходить и уходить.
Преобладающей формой обучения был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками. Заданий домашних — никаких. Содержание обучения изменялось в соответствии с развитием детей, возможностями школы и пожеланиями родителей.
В Яснополянской школе изучали 12 предметов: чтение, писание, грамматику, русскую историю, математику, рисование, беседы из естественных наук, черчение, пение, и.т.д.
Принципиальным отличием школы было её отношение к знаниям и умениям, приобретённым детьми вне школы. Знания эти поощрялись и уважались.
Эта школа была полной противоположностью существующим тогда казённым — и русским, и зарубежным. Но преподавать в такой школе мог далеко не каждый. От педагога требовалось творчество, импровизация и мгновенная реакция на происходящее в классе.
Градус постоянного нравственного и интеллектуального напряжения был чрезвычайно высок.
Что? Где? Когда?
«Всё, что мы желаем осуществить, может осуществиться только в следующих поколениях», — считал Толстой.
Следующие поколения, действительно, очень много сделали для развития образования. Да и существующая система перманентно развивается, следуя потребностям общества, хотя и сегодня не свободна от недостатков.
Сейчас в Европе много славного в системе образования. Например, город Гёттинген, что в Нижней Саксонии, на 20% населен студенчеством. 70 лауреатов Нобелевской премии преподавали или учились в Гёттингене. Его студентами были будущий канцлер Германии Отто фон Бисмарк, а Фридрих Веллер в 1827 году выделил здесь в чистом виде алюминий. Университет, предтечей которого являлась общеобразовательная школа, открытая в 1311 году, великолепен.
А ведь в своё время городские власти целых две сотни лет добивались его создания!
Но нам интересно — какие сейчас в Европе школы?
Школы в Германии — традиционные в нашем понимании, правильные. Все, кроме одной. Правда, её в 2009 году Министерство их образования собиралось закрыть по причине «нестандартности», но… не смогло!
Учителя, педагоги и дети вышли на демонстрацию для её защиты и отстояли своё право учиться «нестандартно». Сейчас она признана лучшей в Германии.
Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг рассказал о школе, в которой учат свободе, равенству, братству не по лозунгам, а на деле.
В Германии, как и везде, есть школы для бедных и есть для богатых, есть для немцев и есть для эмигрантов. Но эта — особенная! Сюда безо всяких конкурсов берут разных детей. По образному выражению директора Вольфганга Фогельзэнгера, будущие каменщики учатся вместе с будущими архитекторами. В дальнейшем это должно им помочь в реальной жизни строить отношения и понимать друг друга.
Здесь упразднены все суровые школьные каноны. Нет ни звонков, ни дневников, ни педсоветов, ни родительских собраний. Скажите, вам это ничего не напоминает?
Вместо оценок — подробный отчёт о достижениях ребёнка. Больше того, пишет о них наравне с учителем сам ученик. Такой радикализм не снился даже и Льву Николаевичу.
Стандартный урок похож больше на нашу интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?»
Приверженцы традиционного обучения из гороно пристают к ним с вопросами: «Почему учитель оценивает не ребёнка, а группу? Почему вместо домашнего задания у детей занятия в школьном цирке и театре?»
А в упоминаемом у Толстого Марселе сейчас действуют пять лицеев-пилотов. Широко известна своими экспериментами и
Педагоги всего мира перестают бояться экспериментов. Экспериментальные школы сейчас рассматриваются как важное условие развития школьного образования. Глобальной целью образования является переход от получения суммы знаний к умению работать с информацией и получению навыков жизни.
На родине Льва Николаевича резкий всплеск экспериментальной деятельности пришёлся на рубеж тысячелетий. И сегодня многие российские школы участвуют в эксперименте. Одна из них — Яснополянская школа, построенная в 1928 году младшей дочерью писателя Александрой к 100-летию со дня рождения Льва Николаевича.
Сейчас это Яснополянская гимназия № 2 имени
С 1990 года гимназия включилась в эксперимент по возрождению инновационных идей Толстого. В эксперименте «Школа Л.Н.Толстого», кроме школ Тульской области, участвуют школы Москвы, Воронежа, Находки, Тольятти, Екатеринбурга, Новокуйбышевска, Брянска. Не остались равнодушными Япония, Южная Корея и Беларусь — там тоже обучают в школах по-толстовски.
Взгляды Льва Николаевича часто были противоречивы, но всегда искренни. Известны его расхождения с церковью, что в некоторой степени послужило охлаждению внимания к его заслугам в России. Но читающей публике за нашими кордонами запомнились только три русских классика — Толстой в их числе.
Очень трудно, почти невозможно, разделить всемирную славу Льва Николаевича на составляющие. Большинство ценят его как писателя, другим он известен своими педагогическими изысканиями, а многие признают бесспорными его заслуги прогрессивного мыслителя и гуманиста.
В любом случае масштаб его личности поражает и удивляет до сих пор.
И, без сомнения, многие из читателей, познакомившись с педагогической деятельностью Льва Николаевича, с этой гранью его таланта, откроют для себя нового